Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками играет важную роль в комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями.
Логопед отвечает за коррекцию речи ,а муз.руководитель использует музыкальные и ритмические упражнения для развития слуха, координации и чувства ритма,что способствует речевой функции. Цель: Специалисты стремяться помочь детям развивать уверенность в речевых навыках,используя разные подходы.
Логопед может рекомендовать муз.руководителю использовать певческие упражнения,рифмофки и игры на развитие дыхания и артикуляции,которое способствуютустранению напряжения во время речи.
Таким образом,направление двух специалистов создает услов для эффективной работы с заикающимися дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя - логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад №2 Кировского района Гичко Ольга Михайловна
У заикающихся дошкольников нарушается не только речевая, но и общая моторика. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность. Страдает просодическая сторона речи: словесное ударение, интонация, ритм, громкость, темп, высота и тембр голоса. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабый, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. В системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимает взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя детского сада.
С помощью музыки можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить детей пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение. В логопедической и музыкальной коррекционной работе целесообразно использовать различные виды упражнений:
- логопедические и музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения для развития чувства темпа и ритма; - упражнения для развития координации речи и движения (логоритмика под музыку и без музыки); - упражнения на формирование речевого дыхания и мягкой атаки голоса; - упражнения для снижения напряжения голосовых связок.
Опыт проведения взаимодействия показывает, что такое построение коррекционной работы (слово плюс музыка) позволяет добиться устойчивых результатов в коррекции заикания.
На основе этого вывода разработана система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.
Педагогические задачи | Методики, формы и приёмы, используемые для реализации педагогических задач | |
Логопед | Музыкальный руководитель | |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. | Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики |
| Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнего диафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Хоровое пение. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок, хороводов и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Артикуляционная гимнастика. | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря музыкальной терминалогией. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога | Драматизация. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. | Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
Музыкально - ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Логопедической задачей является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения, закрепление гласных звуков в свободной речи. Музыкальной задачей является выполнение движений в ритме музыки.
Формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, сопряженно - отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения.
На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.
Средства логопедической ритмики на этапах формирования плавной речи.
Период ограничения речи (режим молчания и шёпотная речь)
Задача логопедической работы - ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи.
На логоритмических занятиях в этом периоде вводятся все неречевые средства, такие как, упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики, релаксационные упражнения .
Выполнение упражнений чередуется слушанием музыкальных отрывков - инструментальной или вокальной музыки.Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.
Этап сопряженной и отраженной речи.
На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 - 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.
На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие как, упражнения и игры с пением (пропевание гласных.), упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением. Уделяется особое внимание на дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи.
Задачей данного этапа является развитие мышц речевого аппарата, выделение гласных на слух: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.
Этап диалогической речи.
Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально - выразительно.
Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.
Для достижения положительного эффекта песни подбираются разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своими движениями
Инсценировки и игры с пением способствуют развитию координации речи с движением, формируют умение двигаться в пространстве и в коллективе, развивают эмоциональную выразительность движений и речи, творчество и фантазию.
Этап самостоятельной речи.
Логопедические занятия формируют умения пересказывать рассказы логопеда, а затем и самостоятельно рассказывать по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия максимально включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, упражнения с предметами и речевым сопровождением.
Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально - двигательные игры, инсценировки , - чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.
Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи у детей с заиканием формируются основные моторные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»
Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.
Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...

БТ Проект «Оптимизация процесса взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивидуальной коррекционной работы с обучающимися с ТНР в группе компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад № 24»
Реализованный проект с использованием инструментов бережливого управления позволил стандартизировать и визуализировать процесс взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивид...