Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гичко Ольга Михайловна.

 Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками играет важную роль в комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями.

Логопед отвечает за коррекцию речи ,а муз.руководитель использует музыкальные и ритмические упражнения для развития слуха, координации и  чувства ритма,что способствует речевой функции. Цель: Специалисты стремяться помочь детям развивать уверенность в речевых навыках,используя разные подходы.

Логопед может рекомендовать муз.руководителю использовать певческие упражнения,рифмофки и игры на развитие дыхания и артикуляции,которое способствуютустранению напряжения во время речи.

Таким образом,направление двух специалистов создает услов для  эффективной работы с заикающимися дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_logopeda_s_muz.docx34.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя - логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад №2 Кировского района Гичко Ольга Михайловна

У заикающихся дошкольников нарушается не только речевая, но и общая моторика. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность. Страдает просодическая сторона речи: словесное ударение, интонация, ритм, громкость, темп, высота и тембр голоса. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабый, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. В системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимает взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя детского сада.

С помощью музыки можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить детей пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение. В логопедической и музыкальной коррекционной работе целесообразно использовать различные виды упражнений:

- логопедические и музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения для развития чувства темпа и ритма; - упражнения для развития координации речи и движения (логоритмика под музыку и без музыки); - упражнения на формирование речевого дыхания и мягкой атаки голоса; - упражнения для снижения напряжения голосовых связок.

Опыт проведения взаимодействия показывает, что такое построение коррекционной работы (слово плюс музыка) позволяет добиться устойчивых результатов в коррекции заикания.

На основе этого вывода разработана система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.

Педагогические задачи

Методики, формы и приёмы, используемые для реализации

педагогических задач

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.

Развитие мимики


Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнего диафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок, хороводов и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата ( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Инсценировки..

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Пополнение словаря музыкальной терминалогией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Куклы бибабо. Кукольные театры.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Музыкально - ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Логопедической задачей является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения, закрепление гласных звуков в свободной речи. Музыкальной задачей является выполнение движений в ритме музыки.

Формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, сопряженно - отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения.

На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Средства логопедической ритмики на этапах формирования плавной речи.

Период ограничения речи (режим молчания и шёпотная речь)

Задача логопедической работы - ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи.

На логоритмических занятиях в этом периоде вводятся все неречевые средства, такие как, упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики, релаксационные упражнения .

Выполнение упражнений чередуется слушанием музыкальных отрывков - инструментальной или вокальной музыки.Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

Этап сопряженной и отраженной речи.

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 - 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие как, упражнения и игры с пением (пропевание гласных.), упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением. Уделяется особое внимание на дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи.

Задачей данного этапа является развитие мышц речевого аппарата, выделение гласных на слух: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

Этап диалогической речи.

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально - выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

Для достижения положительного эффекта песни подбираются разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своими движениями

Инсценировки и игры с пением способствуют развитию координации речи с движением, формируют умение двигаться в пространстве и в коллективе, развивают эмоциональную выразительность движений и речи, творчество и фантазию.

Этап самостоятельной речи.

Логопедические занятия формируют умения пересказывать рассказы логопеда, а затем и самостоятельно рассказывать по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия максимально включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, упражнения с предметами и речевым сопровождением.

Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально - двигательные игры, инсценировки , - чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи у детей с заиканием формируются основные моторные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...

БТ Проект «Оптимизация процесса взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивидуальной коррекционной работы с обучающимися с ТНР в группе компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад № 24»

Реализованный проект с использованием инструментов бережливого управления позволил стандартизировать и визуализировать процесс взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивид...