Воспитание детей с речевыми нарушениями в семье
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье представлены основные функции семьи, которая воспитывает ребенка с речевыми нарушениями, проанализированы виды поведения родителей по отношению к ребенку. Выделены стили родительского воспитания. А также даны рекомендации родителям по развитию и коррекционной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей с речевыми нарушениями в семье.
Тема семейного воспитания детей с речевыми нарушениями является очень актуальной, так как сейчас возрастает количество детей с нарушениями речи, а соответственно семей, в которых воспитываются такие дети.
Семейное воспитание имеет большое значение в развитии ребенка, а также оказывает влияние на развитие правильной речи.
Нарушения речи в настоящее время являются серьезной проблемой, которая есть у многих детей и взрослых. Речевые нарушения могут быть как незаметными, которым часто не придается значение, так и тяжелыми. Воспитывая детей, следует учитывать все рекомендации специалистов. Психологический настрой ребенка, готовность к работе с логопедом, взаимодействие семьи с логопедом упрощают работу специалисту, а также ускоряют процесс устранения речевых нарушений. Микроклимат семьи играет огромную роль в воспитании ребенка с речевыми нарушениями. Семейные отношения создают реальные условия и прочную основу для его развития. Родители дают ребенку первые примеры поведения, в том числе и речевого.
Цель: теоретическое изучение особенностей семейного воспитания детей с речевыми нарушениями.
Семья, в которой есть ребенок с речевыми нарушениями, кроме обычных выполняет еще ряд специфических функций, реализуемых по отношению к ребенку. Можно выделить несколько таких функций:
1. Реабилитационно-восстановительная: участие родителей в процессе реабилитации ребенка, обращение к специалистам, поддержание физического и психологического состояния ребенка.
2. Эмоционального принятия. Семья должна принимать ребенка таким, какой он есть. Должна царить атмосфера любви, уважения, взаимопонимания.
3. Коррекционно-образовательная: родители обращаются к специалистам, создают условия для развития ребенка. Атмосфера в семье должна соответствовать такой, при которой у ребенка развивается интерес к окружающему его миру, познанию самого себя, а также в семье должны быть условия, которые помогаю раскрыть возможности и способности ребенка.
Для детей с нарушениями речи недостаточно занятий только в специальных учреждениях, родителям необходимо заниматься дома с детьми, для преодоления трудностей ребенка.
4. Приспособительно-адаптирующая: родители участвуют в приспособлении ребенка к самостоятельной жизни.
5. Социализирующая. Известно, что первичная социализация проходит в семье, она очень важно для любого ребенка, особенно для ребенка с речевыми нарушениями. Ребенок должен быть соориентирован родителями на взаимодействия с окружающим социумом, должен общаться со своими сверстниками, познавать мир, овладевать знаниями и информацией.
6. Профессионально-трудовая: родители участвуют в формировании трудовых навыков ребенка. Формирование таких навыков начинается с элементарных домашних дел, оно формирует мотивацию к труду, участие в общественно-полезной деятельности.
7. Личностно-ориентированного подхода: родители должны помогать детям, определить их способности, развивать их и поддерживать.
8. Рекреационная: заключается в организации отдыха, интересного досуга для ребенка, где он может пообщаться с семьей, с друзьями. Такое время препровождение и такие контакты полезны для ребенка, они повышают его жизненный тонус и помогают раскрыть его способности.
Основными условиями, обеспечивающими наиболее благоприятный тип семейного воспитания, являются любовь к ребенку, адекватность поведения и требований к ребенку, также адекватными должны быть воспитательные меры, наказания и поощрения. Немаловажным условием является умение устранять конфликтные ситуации и отношения в семье. Эти требования направлены на обеспечение ребенку надежной атмосферы, что является залогом нормального формирования его психики.
Можно выделить несколько видов поведения родителей по отношению к своему ребенку с нарушением речи.
1. Родителя стесняются своего ребенка, стараются избегать общения с окружающими и также ограничивают социальные контакты ребенка. Это отрицательно сказывается на развитии речи ребенка, он замыкается, чувствует себя неудобно в обществе.
2. Родители считаю себя виноватыми в состоянии ребенка (относится к тем нарушениям речи, которые у ребенка с рождения).
3. Родители не замечают у ребенка никаких нарушений. Предъявляют ребенку завышенные требования. Зачастую они не обращаются к специалистам и считают, что нарушение пройдет само собой со временем. Это только ухудшает, потому что, чем старше ребенок, тем сложнее исправить нарушение речи.
4. Родители адекватно воспринимают ребенка, помогают ему справиться с трудностями, при этом ребенок чувствует себя уверенно и счастливо.
Особое психологическое состояние родителей определяет стиль родительского воспитания. Можно выделить следующие отклонения в стилях родительского воспитания: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, авторитарность, сотрудничество.
Гиперопека. Этот тип воспитания чаще встречается у матерей. Он характеризуется чрезмерной опекой родителей, ограниченностью контактов ребенка. Родители сильно жалеют ребенка, балуют, выполняют за него дела, оберегают его от опасных и трудных ситуаций, не отпускают ребенка далеко от себя. Это приводит к тому, что ребенок растет беспомощным, пассивным, зависимым от родителей, он не общается со сверстниками, плохо ориентируется в обществе.
Гипоопека. При данном типе ребенку не хватает внимания взрослых. Родители предоставляют ребенка самому себе, не занимаются с ним, мало общаются.
Третий стиль семейного воспитания – эмоциональное отвержение, которое предполагает холодными и формальными общение между людьми в семье. Лечение ребенка стоит у родителей на первом месте, они предъявляют особые требования к медицинскому персоналу, а затем к педагогам. При таком стиле воспитания ребенок вырастает эмоционально неустойчивым, тревожным, неуверенным в себе.
При авторитарном стиле воспитания ребенка ограничивают в правах, он живет по жестким предписаниям родителей, при невыполнении которых, его наказывают. При этом не учитываются особенности, способности и интересы ребенка. При авторитарном стиле воспитания ребенок раздражителен, плаксив, возбудим, у него формируется агрессивное поведение.
Сотрудничество, взаимопонимание, гибкая форма отношений между родителями и детьми в совместной деятельности это то, что преобладает в пятом стиле воспитания. В такой семье у ребенка формируется познавательный интерес, поощряется самостоятельность, формируется диалог при выборе целей и программ совместного взаимодействия с ребенком. Такой стиль воспитания создает у ребенка чувство безопасности и уверенности в себе, а также потребность активно устанавливать межличностные отношения.
Правильная речь ребенка является заслугой взрослых, которые проводят время с ребенком с самого его рождения. Они должны быть образцам правильной речи. Необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сформировать предпосылки развития речи, при этом речь взрослого должна быть правильной.
Первая речевая активность ребенка появляется уже в 3 месяца, она проявляется в гулении, а замет в 6 месяцев появляется лепет. Это очень важные этапы в развитии речи. В год у ребенка появляются первые слова, а к двум годам начинает формироваться фразовая речь.
Первые 5-6 лет жизни ребенка являются самыми сензитивными для развития познавательной деятельности и речи. Взрослые при этом не должны коверкать речь, повторять детские ошибки. Важно, чтобы ребенок слышал правильную литературную речь. Необходимо общаться с ребенком, слушать его впечатления о том или ином событии. Если у ребенка есть нарушения речи, важно вовремя обращаться за помощью к специалистам, чтобы как можно раньше преодолеть нарушения.
В возрасте от 0 до 3 лет при помощи эмоционального общения, тактильные, слуховых и зрительных стимулов родители стимулируют психофизическое развитие ребенка. Через игру развивается двигательная активность ребенка, стимулируется речевая активность, а также происходит развитие пространственной ориентации и схемы тела.
В 3-4 года у ребенка развивают психические процессы, расширяют круг общения, формируют навыки самообслуживания и гигиены. Родители привлекают ребенка к сюжетно-ролевым играм, через которые привлекают его к работе, расширяют его представление об окружающем мире.
Ребенка 5-7 лет родители вместе со специалистами готовят ребенка к школьному обучению. Ребенка учат режиму дня, он участвует в распределении обязанностей, приучают к самостоятельности.
Для достижения хороших результатов по исправлению нарушений важно не только посещать занятие логопеда, но и заниматься дома по исправлению нарушений. Занятия должны быть регулярными. Необходимо следовать рекомендациям специалиста, поддерживать ребенка, хвалить за его достижения, ошибки ребенка исправлять тактично. Родители должны четко и понятно давать задания ребенку. При чтении нужно четко проговаривать слова, не «проглатывать» окончания и правильно расставлять ударение в словах. Необходимо также соблюдать распорядок дня, обеспечивать полноценный отдых ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями". Консультация для родителей (08.12.2017)
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонение в речевом развитии. Под влиянием музыки - положительно развиваются психические процессы. чи...

Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями.
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь вкоррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Подвлиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии прав...

Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями.
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правил...

Консультация в консультативном пункте в рамках ранней помощи "Воспитание детей с речевыми нарушениями"
Правила воспитания детей с речевыми нарушениями...

Консультация для воспитателей Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями.
Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями....