"Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями"
консультация по логопедии на тему

Родина Анна Валерьевна

Воспитание детей с РН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Консультация

для консультативного центра

«Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями»

подготовила:

        логопед

                                                                                                     Родина А. В.                      

Лямбирь, 2017 г.

Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями.

Семейное воспитание - это воспитание детей, осуществляется  родителями или лицами их заменяющими.

Одним из важных направлений в коррекционно-развивающая деятельность логопеда является работа с родителями. Основная цель работы логопеда с родителями заключается в том, как доступно разъяснить то как важно правильно формировать речь детей. Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда ориентируясь на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка. Известны типы неправильного воспитания. Один из них «гиперопека» — выражается в необычайной привязанности к ребенку, в желании оберегать его от любых трудностей. Дети в таких семьях превращаются в объект восхищения. Воспитание ребенка как «кумира семьи» приводит к формированию у него характерных черт: эгоцентризма, установки на постоянную помощь и опеку, нелюбви к труду. Противоположный тип неправильного семейного воспитания «гипоопека». Ребенок в таких семьях предоставлен сам себе, худший случай — эмоциональное отвержение ребенка, которое проявляется в открытой враждебности или чрезмерной требовательности. Довольно часто встречаются семьи, в которых воспитание носит противоречивый характер. Одни члены семьи предъявляет к ребенку свои требования, а другие — свои. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевых нарушений, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Совместная работа логопеда с родителями осуществляется в следующих формах: проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, собрания, чтение лекций, оформление стендов и уголков в помощь родителям и т.д. В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей. В сентябре, начале октября  проводится собрание родителей, на котором их знакомят с результатами обследования. Логопед говорит об ошибках речи характерных для всех детей, затем с каждым присутствующим также ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о проблемах в его развитии, получают советы, рекомендации. Изучение семьи, воспитывающих ребенка с нарушением речи проводится комплексно: логопедом, психологом, воспитателем. У каждого специалиста свой круг вопросов, которые в общей сложности дают достаточно целостное представление о каждой семье и дают возможность планировать работу с ней.

При этом выясняют следующие факторы:

1.жилищно-бытовые условия.

2. возраст.

3. образование матери и отца ребенка.

4. супружеский опыт: (1/2 брак, в разводе).

5. состав семьи и структура родственных связей.

6.полные семьи с кровным родством (приход отчима, мачехи).

7. поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком). Активизация участия семьи в коррекцинно - педагогической  работе осуществляется за счет повышения мотивационного компонента. Родители должны иметь сильный мотив и желание в короткие сроки устранить речевые нарушения. Одним из способов является практичный пример. Осуществление данного приема происходит посредством совместного просмотра фильмов, обсуждение книг и рассказов из личного опыта родителей, чьи дети уже выпустились из логопедической группы. Сюжеты фильмов и книг должны содержать проблему решение, которой возможно только при участии семьи. Одним из приемов является совместная организация праздников. В течении времени такие праздники должны стать семейной традицией. При заикании родители должны помнить, что продолжительность сна 10-11ч. ночью и 2ч. днем для заикающихся дошкольников должен быть обязательным. Родители должны следить за речью детей, стараться ограничивать все разговоры, не задавать лишних вопросов. Необходимо стремиться к проведению режима молчания. Такое ограничение речи необходимо, чтобы погасить патологический рефлекс на заикание. Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагогическими уловками изобретательностью родителей. Нельзя чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам. Дома должна быть создана спокойная обстановка, первое время не следует принимать гостей, ограничить шумные игры, контакты ребенка. При легких речевых нарушениях : дислалия, ФФН воспитание не так сильно отличается от воспитания детей в N. Цель коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста последовательное развитие функций доречевого периода обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка. Занятия с детьми проводятся индивидуально как до кормления, так и после, время 7-10 мин, ребенок находится на пеленальном столике. На занятии обязательно присутствует мать, которая обучается коррекционно-педагогическим приемам, чтобы потом самой в течении дня заниматься с ребенком. Родители должны уделять время для общения с ребенком, для игр, массажа. Очень важно развивать движения пальцев и кисти рук, мы тем самым готовим почву для артикуляторных движений. Участие семьи в предупреждении дислексии и дисграфии: родители должны проконсультироваться  с логопедом, выполнять его рекомендации задания, с пониманием относится к ребенку, заниматься с ним устной речью используя игры на звуковой анализ слова, большое домашнее задание следует разбить на несколько маленьких, проведение занятий, игр на развитие мелкой моторики, рисование, лепка, мозаика и пр. Проводится определенная работа с родителями с целью профилактики межличностных конфликтов в семье, для своевременного развития речи мать и другие лица должны постоянно общаться с ребенком, в семье должно быть взаимопонимание и единый подход, не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных слов, стихов, не соответствующих возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями". Консультация для родителей (08.12.2017)

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонение в речевом развитии. Под влиянием музыки - положительно развиваются психические процессы. чи...

Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями.

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь вкоррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Подвлиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии прав...

Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями.

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правил...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ  СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ....

статья "Условия семейного воспитания детей с ОВЗ (нарушение речи)"

В данной статье описывается роль семьи в воспитании детей, имеющих комплексное нарушение речи, а также позиция, занимаемая родителями в отношении  своих детей.Статья посвящена актуальной проблеме...