Особенности речевого развития детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)
Раннее детство – особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим для развития речи. Речь – ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребность, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи.
Правильное развитие речи
Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок овладел чистой, хорошо развитой речью можно порекомендовать соблюдать следующие правила, которые помогут развитию речи:
- с первых дней жизни ребенка разговаривайте с ним обо всем: что вы делаете, для чего, как называются предметы и явления, какими свойствами они обладают, ваше отношение к ним;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"
Раннее детство – особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим для развития речи. Речь – ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребность, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи.
Правильное развитие речи
Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок овладел чистой, хорошо развитой речью можно порекомендовать соблюдать следующие правила, которые помогут развитию речи:
- с первых дней жизни ребенка разговаривайте с ним обо всем: что вы делаете, для чего, как называются предметы и явления, какими свойствами они обладают, ваше отношение к ним;
- берите ребенка на руки, рассказывая потешки, напевая песенки, чтобы ребенок видел ваше лицо, следил за артикуляцией, мимикой;
- стимулируйте речевую активность ребенка, избегая общения с помощью жестов: не спешите давать ребенку желаемое, едва он протянет руку, спросите о том, что он хочет получить или сделать;
- говорите с малышом медленно и правильно, называя предметы, действия, явления: «Это машина. Она едет и гудит би-би». В дальнейшем ребенок использует это звукоподражание для обозначения предмета и действия, но от Вас он должен слышать только правильное название;
- каждый день читайте малышу, не ограничиваясь только стихами или сказками. Ребенок должен слышать разнообразно ритмически и интонационно оформленную речь;
- стройте свое общение по типу диалога, то есть, обращаясь к малышу, оставляйте время для его ответа.
Упражнения, активизирующие речь.
Для развития речи своего ребенка многие родители используют излюбленный прием всех времен и народов: «Скажи « мама»…». И, действительно уже в 8-10 месяцев малыш начинает отчетливо повторять слова. Такая игра развивает у ребенка подражание звуковому образцу. Долгое время это считалось едва ли не единственным источником развития речи. Но в последнее время эффективность метода «Скажи…» оказывается сомнительной. Дело в том, что прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребенок может легко воспроизвести слово, но никогда не употреблять его самостоятельно, по смыслу. И воспроизводит его некоторое время спустя, когда даже взрослый забудет, что сам научил этому слову ребенка. Следовательно, одной опоры на подражание в развитии речи ребенка недостаточно.
Воспроизведение речевого звука не есть собственное слово ребенка. Его первые слова очень непохожи по своему звучанию на слова взрослых. И все же подражание необходимо. Дети всегда разговаривают на языке родителей, используя те же слова, звуки, но не механически, а выражая и отражая собственные действия, отношения, чувства, мысли, впечатления. Именно это и делает ребенка говорящим, а произнесенное им, превращается в речь. Потому очень важно научить ребенка не столько правильно произносить слово, сколько научить воспринимать мир через это слово. Вот несколько приемов активизации речи детей 1 –3 лет
Совместное рассматривание предметов
Взрослый вместе с ребенком наблюдают за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у кисы. Киса сидит спокойно. Давай позовем ее: «Киса-киса, иди сюда». Прим этом важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.
Чтение потешек, стихов
Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.
Знакомство с новым словом
Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет и ли субъект этого действия, усиливая таким образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.
Рассматривание картинок
Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.
Поручения, требующие ответа-действия
Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех... Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.
Звуковое обозначение своих действий
Любые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Стучит – «тук-тук». Рисует дождь – «кап-кап». Хлопает – «хлоп-хлоп». Взрослый обучает ребенка звукоподражанию, малыш повторяет за ним, затем они вместе сопровождают звуками действия ребенка, а потом он уже сам делает одновременно и то, и другое.
Речевое сопровождение действие
Ребенок сопровождает свое действие уже не звуками, а развернутой речью. Для этого упражнения походят хороводные игры, многие детские стихи. Например «Зайка»:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, и вот эдак, и вот так.
Кроме таких игр, полезно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать соответствующие вопросы: «Ваня умывается. Что Ваня делает?
Что Ваня хочет?»
Спектакль
Разыграйте простую сценку с игрушками малыша. Зайчик плачет, мишка бегает, собачка ест, котик потерял мячик. Ребенок должен пожалеть игрушку или помочь ей так, как это делает взрослый. После 2 –го спектакля, можно спросить малыша, что он видел.
Игровых приемов, активизирующих речь малыша, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии.
Важно придумывая игры, соблюдать условия:
- Занятия должны быть интересны для малыша, и приносить радость.
- Недопустимо заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.
- Занятия по развития речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, слова должны опираться на его конкретные впечатления.
- Адресоваться нужно к конкретному ребенку, даже если пред вами несколько малышей.
- Занятия должны быть очень короткими. 5-7 минут. Лучше повторять их в разное время и в разных ситуациях, чтобы они стали для детей узнаваемой и привычной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Информация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста"...

Особенности речевого развития детей раннего возраста
Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

Особенности речевого развития детей раннего возраста.
Статья для родителей и воспитателей детей 2-3 лет....
Особенности речевого развития детей раннего возраста из неполных семей
Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализую...

Особенности речевого развития детей раннего возраста
Кратко описываются стадии формирования речи у детей раннего возраста...

Особенности речевого развития детей раннего возраста
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей раннего возраста"....

"Особенности речевого развития детей раннего возраста"
Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию...