Организованная образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе с ТНР «Звук Э»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Базина Ольга Александровна

В данном материале представлена ООД по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Звук Э"23.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первая школа им. М.А. Пронина» г. Звенигород

Организованная образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе с ТНР

« Звук Э»

Подготовила учитель – логопед

Базина Ольга Александровна

2025г.


.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком Э;
  •  научить характеризовать звук Э по акустическим и артикуляционным признакам;
  •  Научить составлять предложения из 3 слов;
  •  Формирование понятия  «Одежда».

Коррекционно-развивающие:

  •  развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  •  упражнять в выделении звука Э из начала слов;
  •  расширять словарный запас по теме «Одежда»;
  •  совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные;
  •  совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму
  • развивать слуховую память;
  • развитие фонематического слуха

Коррекционно-воспитателъная:

—        воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала, модель звука Э, картинка для звукоподражания. модель слова, предметные картинки, в названии которых есть звук Э, дидактическое, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, кукла Эля, мяч, мультимедийное оборудование, магнитофон, запись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…», предметные картинки с изображением одежды.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети собираются вокруг логопеда

- Сегодня мы отправимся в «Зимнюю Страну правильной речи»

Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края…»

Дети занимают свои места.

2.        Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика-считалка

  1. Объявление темы занятия.  Дети рассматривают картинку с зимним пейзажем.

Логопед: Ребята, какое время года? А как вы поняли? А у нас за окном какое время года? Что бывает в это время! Давайте с вами закроем глаза и отправимся в путешествие!

Дети закрывают глаза, звучит мяуканье кота…

Логопед: Что за проказник этот кот! Решил он попить молока из банки, но только все разлил. Как ругает его Маша? (Э-э-э.) Этот звук мы будем изучать сегодня на занятии.

Ругаем кота вместе с ребятами…

4.        Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука Э хором, а затем индивидуально. Наблюдение за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Выходит свободно.) Значит, звук Э какой? (Гласный.) Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (Красного.)

5.        Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай». 
Дети хлопают на звуки, слоги со звуком Э.

6. Определение звука Э в начале слова под ударением и без.

Работа с моделью-схемой слова.

Эля, Эдик, эхо, этаж, эскимо, электричка.

7. Развитие мелкой моторики.

Массаж для пальчиков «Су-джок» и пальчиковая игра «Пальчик-мальчик,  где ты был?»

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Потянись,

Затем нагнись,

Наклонись

И удивись.

8. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед: Ребята, в этой стране живут маленькие лилипуты! Давайте для них все вещи превратим в маленькие!

Игра с мячом-снежным комом на ковре.

Кофта – кофточка, юбка, куртка, жилетка, рубашка,  брюки, шорты, джинсы,  платье, свитер, костюм, фартук.

9. Развитие слухового внимания.

- Сядут тихо девочки.

- Сядут тихо мальчики.

10. Формирование понятия  «Одежда».

- Каким одним словом мы назовем все эти предметы?

-Мы все эти вещи надеваем.

11.Развитие слуховой памяти.

Логопед:Ребята, вот эскимосы, Эдик и Эля. Они живут здесь, в этой  волшебной стране. У них много одежды, давайте посмотрим, что за одежда у них и какая одежда зимняя, а какая не подходит для зимы…

Детям даётся установка на запоминание.

Эдик пошёл гулять и надел КУРТКУ, СВИТЕР, ДЖИНСЫ, НОСКИ.

Эля пошла в гости и надела САРАФАН, ФУТБОЛКУ, КОФТУ, КОЛГОТКИ.

Эмма пошла в детский сад и надела ЮБКУ, БЛУЗКУ, ЖЕЛЕТКУ, ГОЛЬФЫ.

12.Составление предложений со словом ЭТО.

-Взять картинку, прикрепить её на доску и ответить предложением со словом ЭТО.

Дети берут картинки со стола и прикрепляют их на доску по очереди.

Картинки с одеждой

13. Образование притяжательных прилагательных.

Кукла Эля

- Раздается стук. Приходит кукла Эля.

Дети выбирают для неё зимнюю одежду: снимают картинки с доски и кладут Эле. Отвечают предложением: Это Элино пальто...

14.        Закрепление  темы «Одежда».

- Раз, два, три, четыре, пят, продолжаем мы играть.

Игра «4-лишний»

мультимедийная презентация

14. Развитие мелкой моторики и знакомство с буквой Э. Выкладывание буквы Э из фасоли.

Логопед: Ребята, на домой нам встретился снегопад и не пускает нас обратно в сад! Давайте поиграем с ним и из снежных комков соберем букву Э.

Дети выкладывают букву  Э из фасоли…

Логопед: Ребята, чтобы вернуться домой, нужно взяться за руки, закрыть глаза и представить, как мы бежим в сад…

Звучит звук метели, он утихает, мы открываем глазки.

15.Итог занятия.

-Подходит к концу наше путешествие в страну «Зимней Правильной речи».

- Что запомнилось вам в путешествии.

  1.  Оценка работы детей.
  1.  Домашнее задание

1.Закрепление артикуляционной и акустической характеристик звука Э.

       2.Закрепление звука в тексте.

        Выделение из текста слов со звуком Э.

                                     

Эскимо ни к чему эскимосу,

Он из шубы не высунет носу.

Если б он на экваторе жил,

То с мороженым он бы дружил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей   в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Конспект основной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР старшей группы, с использованием инновационных технологий. Тема: «Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР старшей коррекционной группы, с использованием инновационных технологий. Тема "Зимующие птицы"....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...