Организованная образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе с ТНР «Звук Э»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В данном материале представлена ООД по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первая школа им. М.А. Пронина» г. Звенигород
Организованная образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе с ТНР
« Звук Э»
Подготовила учитель – логопед
Базина Ольга Александровна
2025г.
.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Э;
- научить характеризовать звук Э по акустическим и артикуляционным признакам;
- Научить составлять предложения из 3 слов;
- Формирование понятия «Одежда».
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- упражнять в выделении звука Э из начала слов;
- расширять словарный запас по теме «Одежда»;
- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные;
- совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму
- развивать слуховую память;
- развитие фонематического слуха
Коррекционно-воспитателъная:
— воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала, модель звука Э, картинка для звукоподражания. модель слова, предметные картинки, в названии которых есть звук Э, дидактическое, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, кукла Эля, мяч, мультимедийное оборудование, магнитофон, запись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…», предметные картинки с изображением одежды.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети собираются вокруг логопеда
- Сегодня мы отправимся в «Зимнюю Страну правильной речи»
Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края…»
Дети занимают свои места.
2. Развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика-считалка
- Объявление темы занятия. Дети рассматривают картинку с зимним пейзажем.
Логопед: Ребята, какое время года? А как вы поняли? А у нас за окном какое время года? Что бывает в это время! Давайте с вами закроем глаза и отправимся в путешествие!
Дети закрывают глаза, звучит мяуканье кота…
Логопед: Что за проказник этот кот! Решил он попить молока из банки, но только все разлил. Как ругает его Маша? (Э-э-э.) Этот звук мы будем изучать сегодня на занятии.
Ругаем кота вместе с ребятами…
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Э хором, а затем индивидуально. Наблюдение за артикуляцией в зеркале.
Логопед: Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Выходит свободно.) Значит, звук Э какой? (Гласный.) Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (Красного.)
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай». Дети хлопают на звуки, слоги со звуком Э.
6. Определение звука Э в начале слова под ударением и без.
Работа с моделью-схемой слова.
Эля, Эдик, эхо, этаж, эскимо, электричка.
7. Развитие мелкой моторики.
Массаж для пальчиков «Су-джок» и пальчиковая игра «Пальчик-мальчик, где ты был?»
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Потянись,
Затем нагнись,
Наклонись
И удивись.
8. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Логопед: Ребята, в этой стране живут маленькие лилипуты! Давайте для них все вещи превратим в маленькие!
Игра с мячом-снежным комом на ковре.
Кофта – кофточка, юбка, куртка, жилетка, рубашка, брюки, шорты, джинсы, платье, свитер, костюм, фартук.
9. Развитие слухового внимания.
- Сядут тихо девочки.
- Сядут тихо мальчики.
10. Формирование понятия «Одежда».
- Каким одним словом мы назовем все эти предметы?
-Мы все эти вещи надеваем.
11.Развитие слуховой памяти.
Логопед:Ребята, вот эскимосы, Эдик и Эля. Они живут здесь, в этой волшебной стране. У них много одежды, давайте посмотрим, что за одежда у них и какая одежда зимняя, а какая не подходит для зимы…
Детям даётся установка на запоминание.
Эдик пошёл гулять и надел КУРТКУ, СВИТЕР, ДЖИНСЫ, НОСКИ.
Эля пошла в гости и надела САРАФАН, ФУТБОЛКУ, КОФТУ, КОЛГОТКИ.
Эмма пошла в детский сад и надела ЮБКУ, БЛУЗКУ, ЖЕЛЕТКУ, ГОЛЬФЫ.
12.Составление предложений со словом ЭТО.
-Взять картинку, прикрепить её на доску и ответить предложением со словом ЭТО.
Дети берут картинки со стола и прикрепляют их на доску по очереди.
Картинки с одеждой
13. Образование притяжательных прилагательных.
Кукла Эля
- Раздается стук. Приходит кукла Эля.
Дети выбирают для неё зимнюю одежду: снимают картинки с доски и кладут Эле. Отвечают предложением: Это Элино пальто...
14. Закрепление темы «Одежда».
- Раз, два, три, четыре, пят, продолжаем мы играть.
Игра «4-лишний»
мультимедийная презентация
14. Развитие мелкой моторики и знакомство с буквой Э. Выкладывание буквы Э из фасоли.
Логопед: Ребята, на домой нам встретился снегопад и не пускает нас обратно в сад! Давайте поиграем с ним и из снежных комков соберем букву Э.
Дети выкладывают букву Э из фасоли…
Логопед: Ребята, чтобы вернуться домой, нужно взяться за руки, закрыть глаза и представить, как мы бежим в сад…
Звучит звук метели, он утихает, мы открываем глазки.
15.Итог занятия.
-Подходит к концу наше путешествие в страну «Зимней Правильной речи».
- Что запомнилось вам в путешествии.
- Оценка работы детей.
- Домашнее задание
1.Закрепление артикуляционной и акустической характеристик звука Э.
2.Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком Э.
Эскимо ни к чему эскимосу,
Он из шубы не высунет носу.
Если б он на экваторе жил,
То с мороженым он бы дружил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.
Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...
Конспект основной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР старшей группы, с использованием инновационных технологий. Тема: «Зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР старшей коррекционной группы, с использованием инновационных технологий. Тема "Зимующие птицы"....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...
- Мне нравится (1)