«Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова»
консультация по логопедии (средняя группа)

Иванова Оксана Викторовна

Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова дома с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова»

            Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и   развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

  • познакомить с играми и упражнениями, которые можно выполнять с детьми дома;
  • формировать правильный подход родителей к трудностям детей в овладении языковыми процессами.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове, которая характеризуется ударностью, количеством слогов, последовательностью слогов.

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется тем, что ребенок испытывает трудности в произношении слов разной слоговой структуры.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения).

Дома мама может помочь своему ребенку говорить лучше. Если данное нарушение проявляется в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание ребенка, давать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произносите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например, «рука, нога, мак, дом…» Затем слова постепенно усложняются: от простых слов мы переходим к более сложным, таким как «банка, полка…карман, черепаха…»

Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова

«Придумай слово с определенным количеством слогов»

Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

«Назови заданный слог в слове»

Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во- да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

«Наоборот»

Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

«Выложи слог, который услышишь»

Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

«Найди ударный слог в слове»

Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов. Например, паук - ударный слог -ук; ёжик - ё-; зайчик - зай-; телефон -фон; осень- о-; малина -ли- и т. д.

«Распутай слова»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре- нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

«Какой новый слог появился в слове?»

Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор- мушка; ребенок - же-ребенок.

«Преврати одно слово в другое»

Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке, взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. Например, баран - банан, бетон - батон, кулак - + а (акула), ребенок -+ же- (жеребенок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

В материале приводится описание дидактических игр, которые позволят ребёнку легче усвоить слоговую структуру слова и закрепить речевой материал....

Игры на развитие слоговой структуры слова в коррекционной работе логопеда.

Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.Речевое развитие характеризуется трудностями в ...

Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"

Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...

Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"

Консультация содержит практический материал для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова

Приёмы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребёнком....