Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателей и логопеда"
консультация по логопедии

Масловская Ирина Юрьевна

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются рекомендации, беседы по коррекции речи и пробелов в познавательной сфере ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzaimodeystvie_vospitateley_i_logopeda.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Взаимодействие воспитателей и логопеда»

Подготовила воспитатель

Масловская И.Ю.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие. Речь – это первая ступень на пути к полноценному познавательному развитию ребенка.

Очень важно взаимодействие воспитателя с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, медицинскими работниками для скорейшего устранения речевого нарушения.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются рекомендации, беседы по коррекции речи и пробелов в познавательной сфере ребенка.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями, чьи дети посещают коррекционные занятия. Информирует их о том, какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, выполнять корректирующую работу, с целью автоматизации поставленных звуков в речи, дает свои рекомендации.

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, формирует грамматические навыки в речи и правильное произношение слов сложной слоговой структуры, активизирует и обогащает словарный запас, развивает связную речь. Дает советы воспитателям по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических навыков, развитию связной речи. Отвечает на интересующие вопросы по поводу речевых и познавательных дефектов детей.

Воспитателю группы, которую посещает ребёнок, необходимо постоянно следить за речью детей, воспитывать ответственное отношение к своей речи.

Воспитателям нужно создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях (мероприятиях), вне занятий;

- побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

- создавать ситуацию общения (не кричать, речь должна быть показательным примером для ребенка, создавать интонацию выше и ниже при общении);

- формировать навыки самоконтроля и ответственное отношения к речи;

-  привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

- привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатель не должен:

  • торопить ребёнка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками.

Существует правило трёх исправлений, которое можно использовать в работе, даже при постановке звуков, видя, как ребенок старается, исправлять его не более трех раз. После этого, даже если у ребенка не очень получилось, приободрить и похвалить его, иначе контакт между ребенком и педагогом будет утерян, у ребенка пропадет интерес выполнять то или иное задание. 

При коррекции речевых и познавательных нарушений работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед корректирует речевые и познавательные нарушения, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в закреплении и автоматизации, т.е. исправляет поставленные звуки в повседневной речи, развивает мелкую моторику на своих занятиях, заинтересовывает детей и помогает в выполнении домашних заданий, продолжая тем самым развивать познавательную активность у ребёнка.

В своей работе воспитатели и логопед руководствуются обще-дидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель на своих занятиях и в повседневной речи может закреплять поставленные звуки, продолжать укреплять мелкую моторику пальцев рук и содействовать в связном высказывании ребенка.

Принцип индивидуального подхода. Предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые и познавательные нарушения, а также неодновременностью их коррекции на дефектологических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи и познавательного развития каждого ребёнка, следовательно, использования этих знаний в своей работе.

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателей:

  • Открытые занятия логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.
  • Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.

Логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции речевой и познавательной сферы. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, нарушение чтения и письма, то совершенствование этих сторон речи воспитатель тоже может корректировать.

Логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком.

Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены в коррекционную группу, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне занятий).

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:

  1. логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, способствующий устранению речевых дефектов;
  2. воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической и лексико-грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. 

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых и познавательных проблем, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.(Консультация для воспитателей)

В статье представлена преемственность, взаимодествие учителя - логопеда и воспитателя группы адаптированной программы....

Консультация "Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя"

Консультация "Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя"...

Консультация для воспитателей. Взаимодействие воспитателя и логопеда.

В консультации раскрыты основные формы взаимодействия воспитателя и логопеда....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями (задания логопеда для воспитателей)

Эффективность коррекционно-развиваюшей работы на логопункте во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:- с...

Консультация для воспитателей: «Общее и специфическое в работе воспитателей и логопеда»

Консультация для воспитателей:«Общее и специфическое в работе воспитателей и логопеда»...