Таблица "Способы постановки шипящих звуков"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В статье изложены нарушения шипящих звуков, их артикуляционный уклад и разные способы постановки данных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица "Способы постановки шипящих звуков"
Нарушенный звук | Артикуляционный уклад | Способ постановки |
Шипящие звуки. Ш Ж Щ Ч | Артикуляция звука Ш Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны. Язык: - кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель; - передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель; - средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика); - задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика); - боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые, за исключением ч, который является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса. Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу. Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук ш произносится правильно, то - добавив голос, мы получим звук ж; - добавив подъем средней части спинки языка, получим щ; - добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш. | При отсутствии звука Ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка. Постановка звука. Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, д Межзубный сигматизм Подготовительный этап. Проводятся упражнения для :подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук Т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка звука. Ребенку предлагается: при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук Т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. Добиваются правильного произношения звука Ш. Боковой сигматизм Подготовительный этап. Проводятся упражнения для: укрепления боковых краев языка; равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются звуки Т и С. Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны). Носовой сигматизм Подготовительный этап. Вырабатываются умения: удерживать широкий распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа); различать на слух звучание Ш при носовом и ротовом произношении; отрабатываются звуки Т и С. Постановка звука. Ребенку предлагается: при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук Р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш. Если нет звука Р, то ставят звук Ш от звука С с механической помощью. Губно-зубной сигматизм Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; подъема широкого переднего края языка вверх. Постановка звука. Ставят звук Ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук Ш от С с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Призубный сигмавтизм Подготовительный этап. Вырабатываются умения: сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Т, используя картинки-символы; различать на основе тактильных ощущений звуки Ш-Т по воздушной струе (при ш – длительная, при т – толчкообразная). Проводятся упражнения для выработки: длительной, направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами, отрабатывается звук С. Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука Ш Шипящий сигматизм Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения: поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад). Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук Ш. Свистящий сигматизм Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки С-Ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с – холодная струя, при ш - теплая). Отрабатывают движения: широкого языка вверх, к передней части твердого нёба; добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед. Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука Ш. Звук ж После автоматизации звука Ш в словах можно ставить звук Ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука Ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук Ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.). Звук ч Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук Ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, Ч — прыгнул, еще раз Ч — прыгнул»). Если по подражанию звук Ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе. Звук щ Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания Щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук Ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук Щ. Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении Ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук Щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....

Этап постановки звука. Способы постановки.
Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...
- Мне нравится (1)