Информационные технологии в коррекционной работе учителя логопеда
статья по логопедии
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в коррекционную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в коррекционной работе учителя логопеда
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в коррекционную систему.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественного обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях в нашем детском саду применяются новые технологии с использованием компьютера
В работе с детьми, имеющими нарушения речи, всегда найдётся место для использования компьютерных программ, что позволяет чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.
Компьютерные технологии принадлежат к числу новых перспективных эффективных средств обучения - за ними Будущее! Наверное, ни для кого не секрет, что в современных детских садах количество детей с правильной чистой речью катастрофически мала, по сравнению с детьми, посещавших детские учреждения еще лет 7-8 назад. О причинах такого явления неравнодушные родители наверняка много слышали и читали. В нашей статье речь пойдет не о причинах, а о способах обучения детей с речевыми недостатками. Работая с такими малышами (педагоги это знают) требуется особый подход, в результате которого эмоциональная заинтересованность будет сохраняться в течение всего занятия. Зачастую такие занятия требуют неоднократного повторения, что со временем приводит к утрачиванию интереса у ребенка.
Но в настоящее время у логопедов, как впрочем, и у других педагогов, появился прекрасный терпеливый помощник – компьютер. Его использование на занятиях с детьми намного повышает мотивацию к обучению. Мультипликация, движения, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Информация подается малышам в виде образов, что соответствует наглядно-образному типу мышления дошкольников. Немаловажным плюсом в использовании компьютера на занятии является возможность индивидуального подхода к малышу, ведь ребенок самостоятельно выполняет задания, исправляет ошибки, обретает уверенность в себе. Дети с удовольствием неоднократно повторяют название ярких картинок, стараясь заслужить одобрение компьютерного героя, четко проговаривая звуки, неторопливо и правильно повторяют фразу или придумывают предложение с заданными словами.
К счастью, разнообразие компьютерных игр и обучающих программ на сегодняшний момент таково, что даже человек, не имеющий специального образования, но владеющий ПК на уровне пользователя, может не только использовать игры в обучении детей, но и создавать свои собственные презентации.
Создавая презентации для занятий по различным темам использую следующие виды компьютерных программ:
- программа PowerPoint – дает возможность ребенку в режиме просмотра слайдов увидеть и назвать (а детям постарше – прочитать) слова с проблемными звуками, познакомиться с новыми понятиями, позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;
- программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – помогают создавать яркие иллюстрации;
- программа Windows Movie Maker – дает возможность создавать видеоролики на интересующую тематику;
- программы Macromedia Flash, Power Point – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы.
Особое внимание уделяю подбору компьютерных игр для занятий. Не секрет, что современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть очень полезные, интересные развивающие игры, а есть, так называемые, «бродилки« и «стрелялки«, прививающие детям жестокость. Подбираю компьютерные игры и программы для логопедических занятий так, чтобы они отвечали следующими требованиями:
- Программа должна иметь указание на возраст ребенка
- Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
- Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными малышу
- Программа должна быть на русском языке
- Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
- Задания - интересные, понятные малышу, простые для выполнения
- Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
- Программа должна развивать малыша, давать ему знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
Наиболее эффективными логопедическими компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», «Веселая азбука», «Даша-следопыт», «Самые умные», «Фонема». Например, программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Детям, которые приходят на мои занятия, очень нравится игра «Баба-Яга учится читать». В ней ребенок вместе со сказочными персонажами учит буквы в «Букварике», овладевает первоначальными навыками чтения в «Слогарике», тренирует зрительную память, освобождая от жуков старый дуб, помогает муравью вылезти из подземных ходов, определяя первый звук в словах, и выполняет еще ряд заданий, тренируя и развивая при этом мышление, память, чувство ритма.
Еще одна из любимых детьми программ – это программа «Радуга в компьютере» с веселым героем Логошей. Состоит она из различных упражнений, на выполнение которых отведено определенное время. При завершении упражнения на экран выводятся его статистические данные: результат работы (выполнено или не выполнено); количество правильно и неправильно выполненных действий; общие результаты по всем проведенным играм: количество выполненных (выигранных) или невыполненных (проигранных) игр.
Обогащению словарного запаса, развитию связной речи способствуют задания других компьютерных обучающих программ «Гарфилд малышам», «Школа Кролика», «Учимся говорить правильно» и другие. С целью повышения мотивации к обучению в них дается объективная оценка результатов деятельности каждого ребенка в устной форме или озвучивается голосовым сообщением («Молодец!», «Правильно!», «Попробуй еще раз!»).
Компьютер позволяет логопеду плодотворно работать с несколькими детьми одновременно, создавая своеобразный соревновательный момент. Это способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, способствует достижению поставленных логопедом целей.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"
В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию предлогов у детей с ОНР....

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда....

План самообразования по теме: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» на 2019-2020 учебный год
В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогае...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...