Консультация для родителей «Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

 

Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительные сроки  степени адаптируются к новым условиям.

   Для обеспечения благоприятной степени адаптации детей в ДОУ создана система форм адаптации во взаимодействии всех участников процесса: воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей.

   Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Она приносит более эффективный результат в коррекционной работе, т.к. родители имеют возможность ежедневно  закреплять знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevral_25_roditelyam.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для родителей

Тема: «Включение  родителей в процесс сопровождения речевого развития

детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                    Подготовила:

                                                                                                                                                               

                                                                                   Учитель-логопед Фролкина А.В.

2025 г.

   Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми.

   Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема. Пластичность активно формирующего мозга двух -трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности ребенка. По мнению многих ученых современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В конце 20 столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей. Первые слова у них появляются после первого года жизни (раньше  у 6-7 месячных), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет наблюдается несформированность  всех языковых компонентов (фонетики, грамматики, лексики и т.д.) т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику..

   Задержки в формировании речи обусловлены несколькими факторами.  К эндогенным   (факторам внутриутробного развития) относятся  патология и незрелость периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового анализаторов, участвующих в порождении и восприятии речи. К  недостаточное речевое общение матери (или лица, ее заменяющего) с ребенком, интенсивный сложный для восприятия поток информации и др.

   Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительные сроки  степени адаптируются к новым условиям.

   Для обеспечения благоприятной степени адаптации детей в ДОУ создана система форм адаптации во взаимодействии всех участников процесса: воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей.

   Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Она приносит более эффективный результат в коррекционной работе, т.к. родители имеют возможность ежедневно  закреплять знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.

   В силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких родственников (в основном на мать). Отечественная педагогика  в последнее время большое внимание уделяет роли матери в обучении ребенка языку. Многочисленные исследования показали, что особенности речевой стратегии взрослого могут  стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.

   Учитель-логопед знает, как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами.

   По мере поступления  детей в ДОУ необходимо организовать их проверку по следующим параметрам: состояние речи с импрессивной  и экспрессивной сторон, уровень сформированности  общей и мелкой моторики, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти параметры основаны на следующих источниках: «Программа воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, «Схема системного развития нормальной детской речи» А.Н. Гвоздева. и др.

    Если у ребенка выявлены отклонения по нескольким параметрам, следует изучить его медицинскую документацию, провести собеседование с врачом-педиатром для выявления особенностей физиологического развития. Важную роль играет изучение семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребенка.

    В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают его недостатков речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выправится само собой». А ведь время, благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи  потребует в дальнейшем значительно  больших усилий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное.

    Таким образом, основными задачами построения стратегий взаимодействия с родителями являются:

- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, предусматривающей обучение взрослых общению с детьми в игровой форме, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействия;

- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.

1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2.  Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Развитие мыслительных процессов и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе...

Доклад на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)

laquo;Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)...

Консультация для родителей «Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, ...