Конспект НОД по развитию речи «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
по теме: «Перелетные птицы»
Учитель-логопед
Образцова О.А
г.Тихвин
2025
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы с ОНР
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания детей о перелётных птицах;
- активизировать словарь детей по лексической теме «Перелетные птицы»;
- учить образовывать сложные прилагательные;
- закрепить умение классифицировать птиц по общему признаку;
- развивать навыки словоизменения и словообразования.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве;
- учить координировать речь с движениями;
- развивать у детей умение составлять предложения и отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
- стимулировать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать навыки наблюдательности;
- формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
- беседы о перелетных птицах;
- рассматривание картинок с изображением птиц;
- прослушивание аудиозаписи пения птиц;
- чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль»
Оборудование: презентация power point, аудиозаписи «Голоса сорок в лесу», «Голоса птиц в весеннем лесу», конверт с письмом
Образовательные технологии:
Игровые технологии: «Какой? Какая?», «Назови детеныша», «Чей? Чья? Чьё?», «Улетает – не улетает».
Здоровье сберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка», физминутка «Перелётные птицы», малоподвижная игра «Улетает – не улетает».
Ход занятия
- Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. А теперь улыбнитесь нашим гостям и садитесь на стульчики.
Звучит запись «Голоса сорок в лесу».
Учитель-логопед: Ребята, послушайте, вы что-нибудь слышите? Что это за звуки?
Действительно, это трещат сороки! Они принесли нам с вами письмо! Давайте его скорее прочитаем!
«Помогите! Помогите! В лесу беда! Злой Волшебник заколдовал перелетных птиц! В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Он не хочет, чтобы вернулись домой птицы, потому что они мешают ему своим пением. Спасите наш лес!»
На слайде представлены 5 картинок с птицами в клетках (скворец, журавль, грач, ласточка, цапля)
Учитель-логопед: Злой Волшебник приготовил для нас задания, которые мы должны с вами выполнить, чтобы спасти птиц. Мы поможем нашим лесным друзьям?
II. Основная часть.
- Знакомство с темой занятия.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно, какие птицы заперты в клетках? Как мы можем их назвать? (перелетные птицы)
А кто же такие эти «перелетные птицы» и почему их так называют? Почему они улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, замерзают реки и озера, зимой нет насекомых)
- Игра «Какой? Какая?»
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно на скворца. Давайте выполним первое задание и спасём его! А для этого ответьте на вопросы:
Какой у скворца хвост? (Короткий)
Значит, скворец какой? (Короткохвостый)
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая)
Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый)
У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый)
Аист - у него красный клюв. Значит, аист (Красноклювый)
Цапля-у неё длинные ноги. Значит, цапля (Длинноногая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (Белокрылый)
У соловья звонкий голос. Значит соловей… (Звонкоголосый)
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь наш скворец свободен.
- Пальчиковая гимнастика Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почках, | Соединяют большие пальцы с мизинчиками и безымянными пальцами |
Живая в небе плывёт цепочка. | Соединяют большие пальцы со средними |
В рассветной сини курлычет стая, | Соединяют большие пальцы с указательный |
Весну и лето соединяя | Соединяют ладошки |
Учитель-логопед: Посмотрите на эту птичку. Как она называется? (журавль). Приготовьте пальчики, посчитаем до 5 и выпустим ее из клетки!
Один длинноногий журавль, два длинноногих журавля, …, пять длинноногих журавлей
- Упражнение «Назови детеныша»
Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, которую мы будем спасать, называется… (грач)
А для того, чтобы его спасти, нам необходимо назвать его детенышей!
Птенца грача называют грачонок, а если птенец не один- грачата
Скворец-скворчонок, скворчата;
Кукушка-кукушонок, кукушата;
Аист- аистёнок, аистята;
Стриж-стрижонок, стрижата;
Журавль-журавлёнок, журавлята;
Утка-утёнок, утята.
Учитель-логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием!
- Игра ««Чей? Чья? Чьё?»
Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, нуждающаяся в нашей помощи – ласточка! А для ее спасения нам необходимо быть очень внимательными. Посмотрите скорее на картинки. Стаи летят высоко, не всех птиц видно полностью.
Чей хвост вы видите? (хвост ласточки – ласточкин хвост)
Чье крыло вы видите? (крыло журавля – журавлиное крыло)
Чью голову вы видите? (голова лебедя — лебединая голова)
Чьи лапки вы видите? (лапки утки – утиные лапки)
Учитель-логопед: Поздравляю, теперь и ласточка на свободе! Ну, а мы с вами, немного отдохнем!
- Физминутка «Перелетные птицы». Координация речи с движениями. Выполнение движений в соответствии с текстом.
Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. | Поднимают руки и покачивают ими |
Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. | Опускают руки, встряхивают кисти |
В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. | Разводят руки в стороны, машут руками |
Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | Складывают руки за спиной, приседают |
- Малоподвижная игра «Улетает - не улетает».
Учитель-логопед: Ребята, нам осталось спасти последнюю птицу! Кого мы будем освобождать? (Длинноногую цаплю)
Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, опускаете руки. Будьте внимательны!
Лебедь, цапля, снегирь, ласточка, голубь, ворона, жаворонок
Учитель-логопед: Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли птицам освободиться!
Звучит аудиозапись с голосами птиц
Послушайте как хорошо звучат их голоса!
III. Итог.
Учитель-логопед: Ребята каким птицам мы сегодня помогали? Какое задание вам понравилось больше? А какое задание показалось самым трудным? Вы настоящие спасатели, не испугались проделок злого Волшебника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
конспект содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....
Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"...

Конспект НОД по развитию речи "Перелетные птицы"
Конспект НОД по развитию речи "Перелетные птицы"в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
Конспект занятия по развитию речив старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель:1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».2. Развитие и обогащение словаря...

Конспект НОД по развитию речи «Перелетные птицы»
Программное содержание:- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;- изучить новые по...

Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
Развивать у детей разговорную речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, слушать сверстников. Активно использовать названия перелетных птиц, называть части тела....