Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Павлова Анастасия Владимировна

Закрепление знаний детей о птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи

Тема: Перелетные птицы (повторение).

Цель: Закрепление знаний детей о птицах.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «зимующие» и «перелетные» птицы;
  2. Учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, аиста, голубя и т.д;
  3. Обогащать речь детей глаголами по теме;
  4. Развивать модуляцию голоса;
  5. Учить детей пересказу;
  6. Развивать внимание, мышление;
  7. Воспитывать любовь к живой природе.

Метод: наглядный, словесный, практический.

Материал: 3 спички, предметные картинки, мячик.


Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Вводная часть.

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна.

-Ребята, я вам прочитаю загадки, а вы попробуйте её отгадать!

«Снится ночью червяки

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это…»

- Молодцы!!!

- А вот каких  птиц вы знаете, я сейчас посмотрю. Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Птицы». Я вам буду бросать мячик, и говорить «птица», а каждый из вас будет называть птицу и возвращать мячик мне обратно в руки. Птицы не должны повторятся. Попробуем?

- «Птица»

- Молоды!

- Посмотрите, к нам в группу прилетели гости.

- Кто это?

- Правильно. Это 3 птички – подружки. Они прилетели к нам из далеких стран и хотят познакомиться с другими птицами.

Ну что поможем?

- Птицы!

- Снегирь

- Дятел….

- Птицы.

- Да.

Время:9.00.

Сначала дети сидят, а потом становятся в круг.

Цель: Четко произносят название птиц.

Дети садятся на места.

Демонстрирую в руке

3 – х птиц.

2. Основная часть.

Зимующие птицы

1.Упражнение «Покажи и назови».

- Посмотрите на картинку и назовите, кто это?

- Кто это?

- Как их назвать одним словом?

- Как называются птицы, которые остаются жить зимой?

- Молодцы!

2. Игра «Кто как кричит».

- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Кто как кричит». Я вам буду показывать картинки птиц, а ваша задача назвать птицу и показать, как она кричит.

а) – Кто это?

- Как кричит ворона?

- Что она делает?

- Покаркаем, как ворона.

б) – Кто это?

- Как кричит воробей?

- Что он делает?

- Почирикаем, как воробей.

в) – Кто это?

- Как кричит голубь?

- Что он делает?

- Поворкуем, как голуби.

г) – Кто это?

- Как поет синица?

- Что она делает?

- Потенькаем, как синицы?

3. Упражнение «Птичьи голоса».

- Ребята, давайте попробуем спеть песни птиц:

а) Песню вороны низким голосом;

б) Песню голубя обычным голосом;

в) Песню синицы и воробья высоким (тоненьким) голосом.

- Молодцы.

4. Перелетные птицы.

- Посмотрите, к нам прилетели и другие птицы. Хотите узнать какие? Сейчас я вам прочитаю загадки, а вы должны будете ее отгадать.

а) «Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом белым,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек».

- Кто это?

- Как вы догадались?

б) «Черный, проворный

По полю ходит, кричит: «Крак!»

Всем червякам враг».

- Кто это?

- Как вы догадались?

в) «На шесте – дворец,

Во дворец – певец?»

- Кто это?

Как одним словом можно назвать аиста, грача, скворца?

- Как назвать птиц, которые улетают в теплые страны?

- А каких перелетных птиц вы ещё знаете?

- А как вы думаете, почему эти птицы улетают на юг?

-Начни с таких слов: «Грач, скворец улетают на юг, потому что…».

-Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят насекомых, жуков, мух, мошек…Когда становится холодно-  насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под нору, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы, которые могут есть хлебные крошки, зернышки, семена.

Физкультминутка

Мы колдуем высоко,

Мы колдуем низко,

Мы колдуем далеко,

Мы колдуем близко.

5.Игра «Четвертый лишний»

- Я вам назову 4-х птиц, а вы должны назвать лишнюю птицу.

  • Ворона, голубь, сова, грач.

- Кто лишний?

  • Голубь, аист, скворец, цапля.

- Кто лишний?

  • Воробей, аист, ворона, синица.

- Кто лишний?

- Молодцы!

6. «Грач»

- Ребята, а какую из перелетных птиц считают первой весенней?

- Почему грача считают первой весенней птицей?

- Начни с таких слов: «Грача называют первой весенней птицей, потому что…»

- Грачи прилетают рано, когда кругом снег. С марта грачи начинают строить новые гнезда. Для своих птенцов – грачат.

- Ребята, вы знаете, народная примета гласит: «Грач прилетел – через месяц снег сойдет».

7.Чтение рассказа.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ, слушайте меня внимательно.

«Прилетели грачи».

- Первые прилетают грачи. Еще кругом снег, а он уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева.

8.Бесседа по рассказу.

- Какие птицы прилетают весной первыми?

-Что сразу начинают делать грачи?

- Где они вьют гнезда?

- Ворона.

- Воробей.

- Голубь.

- Зимующие птицы.

- Ворона.

- Кар.

- Ворона каркает.

-Кар, кар, кар.

- Воробей.

- Чик – чирик или чив – чив.

- Воробей чирикает.

- Чив; Чик – чирик.

- Голуби.

- Гуль.

- Голубь воркует.

- Гуль, гуль.

- Синица.

- Тень.

- Синица тенькает.

- Тень, тень.

- Аист.

- Длинношеий, длинноногий ….

- Грач.

- Черный, червяков ест.

- Скворец.

- Перелетные птицы.

- Кукушка.

-Цапля.

- Журавль и т.д.

- Грач.

- Грач – это перелетная птица.

- Голубь.

- Голубь- это зимующая птица.

- Аист.

- Аист – это перелетная птица.

- Грач.

-Грачи.

- Вить гнезда.

- На вершине высокого дерева.

Время: 9.03

Показываю предметные картинки.

Цель: Закрепить понятие «зимующие птицы».

Сначала сама произношу, а затем дети.

Индивидуально.

Цель: Учить  звукоподра-

жанию.

Демонстрирую пение, а затем дети повторяют.

Цель: Учить отгадывать загадки.

Читаю загадки.

Спрашиваю несколько детей.

Обобщаю ответы детей.

Ответы детей.

Если не знают говорю сама.

Добавляю ответы детей.

Время: 9.12

Дети поднимают руки вверх.

Дети наклоняются вниз, дуют вниз.

Тянут руки вперед, дуют вперед.

Опускают голову и прикладывают руки к груди и дуют на грудь.

Выслушиваю ответы детей.

Цель: Познакомить с перелетной птицей – грач.

Читаю рассказ.

3. Заключительная часть.

- Ребята, вы сегодня были все молодцы!

Птички – подружки вас благодарят. Они познакомились с разными птицами и решили прилетать к вам в гости по чаще. Ведь столько интересного вы сказали.

Занятие окончено.

Время: 9.19

Благодарю детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи "Птицы зимой".

План-конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....