Речевые игры по лексической теме "Новогодний праздник"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Балова Ольга Ивановна

Дидактические речевые игры по лексической теме "Новогодний праздник" развивают лексико - грамматические категории у детей старшего возраста у  с ОНР.

Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_po_teme_novogodniy_prazdnik.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по лексической теме:

«Новогодний праздник»

               ( формирование грамматического строя речи).

                                   

  1. «Цепочка слов»

Цель: развивать навык образования существительных множественного числа в Им. и Родительном  падежах:

Шар – шары – много шаров

Звезда – звёзды – много звёзд

Снегурочка -

2. «Один – много»

Цель: развивать навык образования множественного числа имён существительных.

Свеча – свечи

Игрушка – игрушки

Подарок – подарки

Праздник — …

Ёлка — …

Гирлянда — …

Шар - шары

3. «Назови ласково»

Цель: развивать навык образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Шар – шарик

Звезда – звёздочка

Ёлка – ёлочка

Хлопушка – хлопушечка

Подарок – подарочек

4. «Чего не стало?»

Цель: развивать навык образования родительного падежа имён существительных.

Не стало гирлянды.

Не стало звезды.

Не стало мишуры.

Не стало шара.

Не стало подарка.

5. «Подбери признаки»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Дед Мороз (какой?) – добрый, волшебный, седой …

Снегурочка (какая?) – красивая, молодая, стройная …

Шар (какой?) – блестящий, стеклянный, разноцветный …

Ёлка (какая?) – зелёная, колючая, нарядная…

Праздник (какой?) – веселый, шумный, новогодний…

Подарок (какой?) – щедрый, новогодний, приятный…

Игрушка (какая?) –  елочная, красивая, стеклянная …

Снеговик (какой?) –  большой, белый, круглый, веселый…

Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная…

Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…

 

6. «Посчитай…»

Цель: закрепить умение  согласовывать имя существительное с числительным.

Один подарок, два подарка, …., пять подарков.

Один шар, два шара,… , пять шаров, семь шаров.

 7.«Отгадай подарок»

Цель:  развивать внимание, память, логическое мышление.

-Назовите подарки, которые принёс Дед Мороз? (Дед Мороз принёс куклу, мяч, машинку, пирамидку.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал куклу.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал мяч.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал машинку.)

-Какой подарок забрал серый волк? (Серый волк забрал пирамидку.)

-Какие ещё появились подарки? (Появились мишка и лошадка.)

8. «Длинный – короткий»

Цель:  учить различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).

Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите малыша назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы – короткие бусы, длинная цепочка – короткая цепочка, длинная гирлянда – короткая гирлянда).

Предложите малышу помочь Снегурочке – провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений – к низенькой елочке.

9. «Волшебные слова»

Цель: развивать связную речь, закреплять умение  правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры: логопед предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить  правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

10. «Что на елке, а что (кто) пол елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под», активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход игры: Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

11. «Исправь предложение»

Цель: развивать умение составлять предложения, развивать внимание, логическое мышление.

Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.

12. «Составь рассказ»

Цель: развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине; активизировать словарный запас.

Дети рассматривают сюжетную картинку и составляют рассказ. Если дети затрудняются, педагог задаёт вопросы.

13. «Наряди  ёлку»

Цель: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры.:

Логопед предлагает детям украсить ёлку  игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо  на ковролине), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на ветках посередине - в середине слова, на нижних - в которых звук [н] в конце слова.

Картинки: конфета, носорог, гномик, слон, машина, телефон, нота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Речевые игры по лексической теме "Лето. Цветы".

Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Лето. Цветы"....

Речевые игры по лексической теме "Игрушки"

Расширять знания детей по лексической теме "Игрушки"...

Речевые игры по лексической теме "Насекомые"

Умение легко и свободно пользоваться своим словарным запасом необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения и гармоничного развития. Речевые игры и упражнения помогут активизировать лек...

Речевые игры по лексической теме «Хлеб всему голова»

Речевые игры развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушаться в слова, выделять их из потока речи, осозновать смысловые нюансы....

Речевые игры по лексическим темам

Речь ребенка нуждается в постоянном развитии - не только во время занятий, но и в повседневной жизни:дома, на улице, в магазине, в зоопарке и т.п. С помощью простых игр и вопросовможно укрепить грамма...

Картотека Речевые игры по лексическим темам

Картотека  Речевые игры по лексическим темам...