Речевые игры по лексической теме «Хлеб всему голова»
методическая разработка по развитию речи
Речевые игры развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушаться в слова, выделять их из потока речи, осозновать смысловые нюансы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры по лексической теме «Хлеб всему голова»
Игра «Назови ласково»
Колос – колосок, зерно – зернышко, хлеб – хлебушек, блин – блинчик, булка – булочка, баранка – бараночка, печенье – печеньице, сушка – сушечка, пирог – пирожок и др.
Игра «Откуда пришёл хлеб?»
(развитие диалогической речи; образование падежных форм существительных)
- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.
- А в магазин как попал? – Из пекарни.
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
-Из чего пекут хлеб? – Из зерна.
- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? – Выросла в поле.
- Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.
- А что они делают? – Хлеб убирают.
Игра «Чего нет?»
(образование родительного падежа существительных единственного числа)
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс – нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Комбайн – нет комбайна.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
Игра «Самый умный»
(образование относительных прилагательных)
Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука из ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
Игра «Доскажите вторую часть пословицы»
(развитие связной речи)
* Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)
* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
* Хлеб – всему … (голова).
Игра «Родственные слова»
(подбор однокоренных слов)
Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/. Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/. Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
Игра «Доскажи словечко» (подбор рифмы; активизация словарного запаса по теме)
Зерно, скорее созревай,
Испечём мы (каравай).
Для больших и малышей
Будет много (калачей).
Для маленькой публики
Свяжем в вязку (бублики).
Всем без исключения –
Вкусное (печенье).
Наберём зерна мы вволю
На пшеничном зрелом… (поле).
Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу» (образование падежных форм существительных)
Я знаю пословицу о …. (хлебе).
Мама купила пшеничный …. (хлеб).
Дети едят суп с … (хлебом).
Ваня пошел в магазин за … (хлебом).
Я не люблю есть суп без …. (хлеба).
У меня дома нет … (хлеба).
Игра «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном падеже)
батон – батоны
колос — …
зерно — …
булка – …
комбайн — …
крошка — … И. т. д.
Игра «Каким бывает хлеб?» (подбор прилагательных к существительному)
Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …
Игра «Какой хлеб?» (подбор прилагательных к существительному)
Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.
Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.
Игра «Посчитай» (согласование существительных с числительными)
Один колос, два, три, четыре…., пять…
Одно зернышко, два, три, четыре, пять …
Одна булочка, две, три, четыре, пять …
Одна мельница, две, три, четыре, пять… И т. п.
Игра «Как правильно сказать? Соедините правильно» (соотнесение существительных и образованных от них относительных прилагательных)
пшено (просо) манная каша
гречка рисовая каша
геркулес (овес) пшенная каша
пшеница гречневая каша
рис геркулесовая каша
Игра «Узнай профессию» (активизация словаря по теме)
Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Игра «Отгадай, что это?» (согласование прилагательного и существительного в роде, числе; развитие языкового чутья)
- Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб? (Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка»).
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:
• Ржаное — это поле или хлеб?
• Пшеничный – это колосок или поле?
• Пшеничная – это мука или пирожок?
• Пшеничное – это мука или тесто?
• Ржаные – это колоски или колосок?
• Пшеничные - это пироги или мука?
• Хлебные – это крошки или посуда?
• Хлебный – это квас или крошки?
Игра «Придумай слово» (развитие словотворчества)
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Хлеборезка).
Задание 3. Завод, где делают хлеб, называется как? (Могут быть разные варианты ответов детей, пусть дошкольники придумают свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты).
После этого подскажите: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуйте догадаться».
Если дети не догадались, то скажите: «Да, такие слова, которые вы придумали, действительно могли бы быть в русском языке. Вы придумали замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на…? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? (Хлебопек).
Игра «Составь предложение» (формирование умения составлять предложение по двум опорным словам)
Повар – блины
Пирожки – духовка
Магазин – хлеб
Маша - булочки
Игра «Что делают с хлебом?» (подбор глаголов к существительному) С хлебом что делают? (Сеют, выращивают, убирают, едят, покупают, продают, пекут,).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по лексической теме "Хлеб - всему голова"
Консультация для родителей логопедической группы по лексической теме "Хлеб - всему голова"...
Лексические темы. Хлеб.- всему голова.
Предлагаю Вашему вниманию для занятий с детьми дома игры и лексико-грамматические упражнения....
комплексно - тематическое планирование по лексической теме "Хлеб - всему голова", старшая группа
комплесно - тематическое планирование...
Сценарий развлечения по лексической теме «Хлеб – всему голова» «Каравай, сушки, булки и любимый Колобок»
Познавательное развлечение для дете старшей группы, для закрепления темы "Хлеб всему голова"...
Материал для занятий дома по лексической теме "Хлеб всему голова"
Материал для занятий дома по лексической теме "Хлеб всему голова"...
#СИДИМ ДОМА уважаемые родители с 20.04.- 24.04 согласно рабочей программы,начинается лексическая тема: "Хлеб всему голова" Предлагаем материал по данной теме.
презентация по теме недели...
Игра "Один - много" (лексическая тема "Хлеб - всему голова")
Игра способствует развитию памяти, внимания и мышления. Цель: учить образовывать и использовать в самостоятельной речи существительные единственного и множественного числа....