Дыхательные упражнения
презентация по развитию речи
Представлены игры на развитие дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 587.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность «Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия». К.С. Станиславский У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова.
Задачи работы по развитию речевого дыхания: Формирование навыков правильного речевого дыхания; Укрепление мышц лица и грудной клетки; Профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; Повышение умственной работоспособности детей; Нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи; Закрепление лексических тем и грамматических категорий.
Этапы работы: 1 этап – выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения; 2 этап – тренировка продолжительности речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.
Параметры правильного выдоха: выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; выдох происходит плавно, а не толчками; во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос; выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
5 – 8 минут в проветриваемом помещении; упражнение повторяется 3 – 5 раз; дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова; обязательно чередовать с другими упражнениями. Продолжительность игровых упражнений:
Все эти игры для детей дошкольного возраста рассчитаны не только на укрепление иммунитета. В наше время очень много детей, которые страдают нарушением звукопроизношения. Речевое дыхание формируется только при постоянной работе над звуковой культурой речи и выполнении упражнений для дыхания.
НАДУВАЕМ ШАРЫ ШТОРМ В СТАКАНЕ Цель. Развивать целенаправленное длительное дыхание. Предложить детям надуть шарик: набирать воздух через нос и медленно выдыхать его через рот . Цель: Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктельную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
ЛИСТОПАД КОРАБЛИК Цель: Обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц. Дуть на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. Цель: Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик.
СВИСТУЛЬКИ МЕТЕЛЬ Цель: Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Раздать детям свистульки и предложите подуть в них. Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Цель: Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму ,доказывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ ВЕСЕЛЫЕ ГОНКИ Цель. Учить детей управлять и регулировать своим выдохом, делать короткий направленный выдох. Детям предложить направлять выдох на ватные снежинки, которые лежат на ладошке .Если правильно регулировать выдох снежинки улетают. Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. На столах лежать бумажные полоски, на старт ставят маленькие машинки .Дети дуют на машинки, чтобы они поехали.
ФУТБОЛ Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю в цель. Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из ваты. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота
Иногда ребёнку свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ему научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания. Такие игры и упражнения научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
ПОЙ СО МНОЙ! Цель : развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры : Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки». – Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать. – Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!» Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе. – Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
ДЕТИ ПОЮТ Цель : развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д. Ход игры : Подготовьте картинки с изображением лиц поющих. Такие картинки легко нарисовать, главное условие – артикуляция должна быть четко прорисована. В игре могут участвовать 2–4 ребенка. Сначала педагог показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук. После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет педагог.
ЭХО И ВЬЮГА Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, У регулируя громкость. Детей распределяют на две группы. Первая группа громко произносит сочетание гласных звуков [а у] или гласный звук [ у ]. Вторая группа тихо повторяет их. Затем группы могут поменяться ролями.
СДУЙ ШАРИК Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. Ход игры : Предложите детямпоиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся .
ЗМЕЙКА Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. Ход игры : Предложите детям поиграть в змей. Игра проводится на ковре. – Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
НАСОС Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. Ход игры : Предложите детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. – Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы! Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДАХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Дыхательные упражнения необходимо проводить в течении 5-8 минут дважды в день. Но не стоит проводить такую зарядку для дошкольников раньше, чем через час после приема еды. Лучший вариант - во время утренней гимнастики. Чтобы заинтересовать всю группу, обязательно нужно проводить занятия в игровой форме. Также дети будут выполнять все требования с большим удовольствием, если каждое упражнение будет иметь свое «детское» название.
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-381603-1491575778.jpg)
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-680436-1444065634.jpg)
Дыхательная практика (комплекс дыхательных упражнений)
Учение о дыхании — тема настолько обширная и важная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик, практик и видов правильного дыхания. Некоторые ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-607529-1426270004.jpg)
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще дре
Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-516187-1415636070.jpg)
краткосрочный логопедический проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дыхательных упражнений» (изготовление атрибутов для дыхательной гимнастики)
краткосрочный логопедический проект по изготовлению игрушек для дыхательных упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/20/picture-1150234-1561017492.jpg)
Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой" ( дыхательный упражнения и правила их выполнения)
quot;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать" А.Н. Стрельникова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/04/picture-1141765-1556991487.jpg)
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/05/picture-958700-1620204578.jpg)
"Пение - уникальная дыхательная гимнастика" (картотека дыхательных упражнений)
Искусство пения – это и есть, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение является одним из лучших дыха...