Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш в словах»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Екатерина Александровна

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ш в словах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_sh.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84» г. Ярославль

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ш в словах»

Подготовила:

Учитель-логопед Кузнецова Е. А.

Ярославль, 2024

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание  навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

- для обучающегося: 

для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

        

        Коррекционно- образовательные:

        - закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш];

        -учить правильно выговаривать звук [Ш] в слогах и словах;

        - упражнять в образовании множественного числа существительных;

        - развивать умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «мои», «моё» с существительными;

        -упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа;

        

        Коррекционно- развивающие:

        - развивать артикуляционную и мелкую моторику;

        - развивать фонематическое восприятие;

        - продолжать развивать память, мышление, внимание.

        Коррекционно- воспитательные:

        - прививать чувство уважения к русскому языку;

        - поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Организационный момент. (Логопед и ребенок заходят в кабинет, слышится кваканье лягушки)

Логопед: что такое? Почему? Ничего я не пойму!

Ребенок: Наверное, сегодня к нам в гости пришла лягушка, только я ее не вижу, а только слышу

Логопед: а давай ее поищем, куда же она спряталась?

Ребенок: вот она, сидит у нас под столом.

Логопед: Открою тебе маленький секрет - это не простая, лягушка - это лягушка-говорушка. А зовут её Шуша (логопед достаёт игрушку). Послушай внимательно и скажи, какой звук чаще всего повторяется в словах (выделяю звук Ш)  лягуШка-говоруШка и ШуШа?

Ребенок: звук «Ш»

Логопед: Верно, это звук [ш].

Сегодня на занятии мы продолжим играть со звуком [ш], а лягушка-говорушка нам в этом поможет.

Повторение

Логопед: Предлагаю нам вместе с Шушей немного пошипеть. Давай вспомним, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?  

Ребенок: Губы выдвигаются вперед и становятся круглые как бублик.

Логопед: Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

Ребенок: язык поднимается вверх

Логопед: А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Давай поднесем ладонь ко рту и произнесем длительно ш-ш-ш-ш.

Ребенок: Выходит теплый воздух

Ход занятия

I Организационный момент.

Логопед: Посмотри, к нам на занятие приползла змейка Шуша, она очень любит шипеть. Посмотри как ШШШ.

Повторение правильной артикуляции звука. (С использованием пособия :»Лягушка»)

Л: Давай вспомним что делают губы, когда мы произносим звук Ш

Р: вытянуты и округлены

Л: Где у нас находится язык, когда мы произносим звук Ш

Р: Поднят вверх.

Давай пошипим вместе с ее друзьями. Нажимай на разноцветные круги и произноси их любимый звук Ш-Ш-Ш.

Сообщение цели занятия.

Л: Сегодня Шуша будет помогать тебе произносить звук [Ш]. За каждое выполненное задание Шуша будет давать тебе кусочек пазла, который ты соберешь в конце и увидишь ее любимые вещи и увлечения.

II Основная часть

  1. Упражнение на развитие фонематического слуха

 Л: Вот, тебе первое задание. Я тебе буду говорить слова, а  ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:

Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

Л: Молодец! И вот тебе первый кусочек пазла!

  1. Артикуляционная гимнастика

Л: В следующем задании Шуша просит нас показать уже знакомые нам с тобой упражнения для язычка и губ.

«Заборчик», «Хоботок», чередование «Заборчик-хоботок», «Качели», «Чашечка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Лошадка», «Грибок»

        Л: Замечательно! Второй кусочек пазла твой!

3. Автоматизация звука в слогах (по пособию «Дощечка с резиночками)

Л: Шуша еще умеет петь слоги. Давай произнесем слоги за Шушей и натянем за каждый слог резиночку от гвоздика до гвоздика)

Слова: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша,  мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

Л: Смотри какая красивая паутина у нас получилась! Ты заслуживаешь третий кусочек пазла!

4. Автоматизация звука в начале слова (пособие «Стиральная машина»)

Л: Шуша решила постирать. Помоги ей загрузить вещи, которые можно стирать в стиральную машину. А которые нельзя, называй и откладывай в коробочку.

Л: Теперь все Шуша знает что можно стирать, а что нет, за это ты получаешь четвертый кусочек пазла.

5. Упражнение на образование множественного числа существительных. Автоматизация Ш в словах. (по пособию)

Л: Шуша настоящая волшебница! И сейчас мы с тобой вместе с ней будем из одного предмета превращать в много. Это шапка- это шапки.

Шапка-Шапки, Шуба- Шубы, Шайба-Шайбы, Лошадь-Лошади, Шина-Шины, Мышь-Мыши, Петушок-Петушки, Вешалка-Вешалки, Шампунь-Шампуни, Шаль-Шали, Машина-Машины.

Л: Молодец! Держи волшебный пятый кусочек пазла!

6. Физкульт минутка

Л: К нам на занятие прилетела бабочка. Давай посадим ее на пальчик и выполним движения за ней.

Туча небо кроет

Солнце не блестит

Ветер в поле воет

Дождик моросит

Воды зашумели

Быстрого ручья

Птички улетают

В теплые края.

7. Дыхательная гимнастика

Л: К нашей бабочке прилетели подружки, давай посадим их на полянку. Глубоко вдохнем носом и выдохнем, чтобы наши бабочки улетели.

Л: Молодец! За эти подвижные задания ты получаешь сразу два кусочка пазла!

8. Согласовывание местоимений «мой», «моя», «мои», «моё» с существительными; образование формы родительного падежа единственного числа.

Л: Перед тобой два игровых поля, сейчас мы будем закрывать лупой картинки и говорить Мой…,Нет….

Л: Это было сложное задание, и вот кусочек пазла!

9. Согласование числительных с существительными

Л:Перед тобой два барабана. Крути первый и мы видим цифру. Крути второй и мы видим картинку. Теперь давай скажем вместе…..

Л: Молодец! Ты получаешь долгожданный кусочек пазла!

9. Автоматизация звука в словах

Л: Мы собрали все кусочки пазла, которые нам принесла Шуша. Давай соберем из них картинку и посмотрим любимые предметы Шушы.

III Подведение итогов

Л: Кто был у нас сегодня в гостях?

Р: Змея Шуша

Л: Какой звук мы сегодня произносили?

Р: звук Ш

Л: Молодец! Ты сегодня очень хорошо позанимался на занятии, Шуша говорит тебе спасибо и дарит тебе вот такой пазл, на котором она с друзьями!

XIV. Итог занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Обучающийся: Звук [ш].

Логопед: Ты сегодня хорошо занимался. Шуре тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить зву...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:«Автоматизация звука Л в словах и предложениях»...