Подгрупповое занятие во второй младшей группе: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи»»
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)
Формирование у детей первоначального представления о речевом аппарате, органов артикуляции (язык, губы, зубы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка»
Подгрупповое занятие во второй младшей группе:
«Знакомство с органами артикуляционного аппарата
и понятием «звуки речи»»
Учитель-логопед:
Черкасова Ольга Сергеевна
п. Сатинка
2024 г
Цель: Формирование у детей первоначального представления о речевом аппарате, органов артикуляции (язык, губы, зубы).
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
— познакомить детей с названиями частей лица и артикуляционных органов, с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
— познакомить детей с понятием «звуки речи».
2) Коррекционно – развивающие:
— развивать речевую моторику (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
— развивать внимание, память, мелкую моторику;
— формирование нормативного мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
3) Коррекционно – воспитательные:
—Воспитывать аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом, интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки органов артикуляции, грецкие орехи, Мишка.
Ход занятия
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! К нам в гости сегодня пришёл Мишка.
- Мишка зовет нас в большое путешествие в страну красивой и правильной речи!
Чтоб красиво говорить,
Надо многому учиться.
Быть внимательным всегда
И, конечно, не лениться.
- Мишка нам принес весёлое и очень полезное упражнение.
- Самомассаж лица «Мишки».
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках.
Если мы по кругу щёчки
Дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьём.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке. Потом – круги по лбу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Чтобы думали получше
озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания.
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
- Сообщение темы занятия:
- Сегодня мы познакомимся с органами артикуляции. Мишка покажет нам картинки-подсказки.
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.) Рассмотреть картинки органов артикуляции.
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (тоже нет).
- Вывод: При помощи языка, губ, зубов мы с вами произносим звуки речи, слова и слышим друг друга.
- .Знакомство с органами артикуляции.
Раздать детям зеркала и рассказать, как с ними обращаться. Рассмотреть перед зеркалами рот, губы, зубы, язык, небо («потолок»), бугорки, верхние зубы, нижние зубы, верхнюю губу, нижнюю губу.
Упражнение «Покажи и назови»: показать и назвать органы артикуляции на картинках.
- Развитие мелкой моторики (Упражнения с орехами).
- Наши ручки заскучали, давайте поиграем с ними. Мишка нам для этого принес орехи!
* Сжать орех в правой ладони, удержать с напряжением 5 сек. Разжать ладонь, расслабить руку. То же самое сделать левой рукой. (Повторить 5 раз каждой рукой).
* Левая ладонь лежит на столе, на ней – орех. Прижать орех сверху правой ладонью. Покатать его, как колобок, между ладонями 10 сек. Положить орешек. Расслабить руки. Встряхнуть ладонями. Поменять положение ладоней.
* Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.
После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).
- Упражнения для развития артикуляторной моторики.
– Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.
-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком.
- Послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк (с использованием индивидуальных зеркал)
1.Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - язычок.
На губу как блинчик лег (Лопатка)
2.Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит (Облизываем губки)
3.Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам (Часики)
4.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке (Улыбка)
5.А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед (Трубочка)
6.Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом (Маляр)
7.На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался (Качели)
8.Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье (Варенье)
11.Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка (Лошадка)
12. Погоняет он в футбол
И забьет в ворота гол (Футбол)
13. А потом идет в кровать,
Чтобы крепко в ней поспать. (Чашечка)
(Повторить упражнение).
- Итог занятия
- Что мы произносим?
- С помощью чего мы произносим звуки речи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»
Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...

Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство со свойствами снега».
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство со свойствами снега».Программное содержание:Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением.Закрепить знания о зимних явле...

Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи
Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи&raq...

Конспект занятия для второй младшей группы «Знакомство с нашей группой»
Конспект занятия для второй младшей группы «Знакомство с нашей группой»Цель:Познакомить детей с помещениями группы и их назначением.Учить детей ориентироваться в спальне, ум...
Конспект занятия «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» в старшей группе
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). Задачи: 1) Коррекционно – образовательные: • Закрепление ...

Занятие во второй младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Знакомство с профессией водителя (шофера)
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Занятие во второй младшей группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Знакомство с профессией повара
Цели:— закрепить знания о профессии шофера;— дать представление о профессии повара и предметах, необходимых для его работы;— воспитывать уважение к труду взрослых;— рассказать ...