Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 456 г. Челябинска»
Подгрупповое занятие в средней группе
комбинированной направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата
и понятием «звуки речи»
Учитель-логопед:
Исакова Т.Г.
г. Челябинск
Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук речи»
Цель: Формирование у детей первоначального представления о речевом аппарате, органов артикуляции (язык, губы, зубы).
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
— познакомить детей с названиями частей лица и артикуляционных органов, с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
— познакомить детей с понятием «звуки речи».
2) Коррекционно – развивающие:
— развивать речевую моторику (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
— развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику;
— развивать координацию движений через физминутку;
3) Коррекционно – воспитательные:
—Воспитывать аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом, интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки органов артикуляции на слайдах, разноцветные грецкие орехи, косынка и погремушка.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.
2. Сообщение темы занятия:
- Сегодня мы познакомимся с органами артикуляции.
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.) Рассмотреть картинки органов артикуляции на слайдах.
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (тоже нет).
- Вывод: При помощи языка, губ, зубов мы с вами произносим звуки речи, слова и слышим друг друга.
3. Знакомство с органами артикуляции
Раздать детям зеркала и рассказать, как с ними обращаться.
Рассмотреть перед зеркалами рот, губы, зубы, язык, небо («потолок»), бугорки, верхние зубы, нижние зубы, верхнюю губу, нижнюю губу.
Упражнение «Покажи и назови»: показать и назвать органы артикуляции на картинках.
4. Физминутка. Игра «Жмурки с погремушкой» (повторить 2—3 раза).
5. Развитие мелкой моторики (Упражнения с орехами).
* Сжать орех в правой ладони, удержать с напряжением 5 сек. Разжать ладонь, расслабить руку. То же самое сделать левой рукой. (Повторить 5 раз каждой рукой).
* Левая ладонь лежит на столе, на ней – шарик. Прижать шарик сверху правой ладонью. Покатать шарик, как колобок, между ладонями 10 сек. Положить шарик. Расслабить руки. Встряхнуть ладонями. Поменять положение ладоней. (Повторить движения)
6. Упражнения для развития артикуляторной моторики.
- Послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк (с использованием индивидуальных зеркал)
1.Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - язычок.
На губу как блинчик лег (Лопатка)
2.Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит (Облизываем губки)
3.Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам (Часики)
4.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке (Улыбка)
5.А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед (Трубочка)
6.Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом (Маляр)
7.На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался (Качели)
8.Догадаться кто бы мог?
Язычок наш, как грибок (Грибок)
9.Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал (Гармошка)
10.Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье (Варенье)
11.Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка (Лошадка)
12. Погоняет он в футбол
И забьет в ворота гол (Футбол)
13. А потом идет в кровать,
Чтобы крепко в ней поспать. (Чашечка)
7. Итог занятия
- Что мы произносим?
- С помощью чего мы произносим звуки речи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»
Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...
Конспект тематического занятия с детьми средней группы № 5 на тему: «Защитники Отечества».
Дать представление о родах войск, о назначениях различных видов военной техники. Уточнить знания детей о профессиях пап и опразднике "День Защитника Отечества". Воспитывать чувство гордости ...
Коррекционное занятие с детьми средней группы компенсирующей направленности «Наша Армия сильна»
занятие направленно на развитие зрительного восприятия и зрительно моторное развитие. основано на материале воспитания патриотизмма и формирования представлений об Армии России...
Коррекционное занятие с детьми старшей группы с ТНР. Тема Лес. Деревья
Групповое занятие в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Лес. Деревья»...
Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Транспорт
Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Транспорт»...
Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Зима
Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Зима»...
Конспект занятия «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» в старшей группе
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). Задачи: 1) Коррекционно – образовательные: • Закрепление ...