Мастер- класс для родителей "Играем, слоговую структуру развиваем"
материал по логопедии

Цель: представить родителям систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Играем, слоговую структуру

слова развиваем»

Цель: представить родителям систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

Логопед: - Здравствуйте, уважаемые родители!

- Мне бы очень хотелось вас поприветствовать при помощи пальчиковой игры. Называется она «К логопеду прибежали».

К логопеду прибежали

Все друг другу руки жали

Люда, Таня, Маргарита.

Дверь всегда для вас открыта!

Не хотите ль пирожок?

Или коржик кусок?

Вот драже вам на дорожку

Вы берите по - немножку

Вместе мы стряхнули крошки

И захлопали в ладошки!!!

2. Объявление темы мастер-класса.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

КЛУБНИКА - «лубика»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

Я приветствую вас на мастер-классе по теме: «Играем, слоговую структуру слова развиваем».

1.     Теоретический аспект «Что такое слово».

- Что же такое слово, раз его структура нарушается.

 В словаре Даля я нашла несколько определений;

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

 

4. Разговор. Беседа.

А структура - это состав, ряд, компонент.

А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, это способность говорить чётко и понятно, поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли. 

 Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. 

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слов это длительный и многоэтапный процесс. Поэтому очень важно, как можно раньше начать формировать предпосылки к развитию слоговой структуры слова, тем самым осуществлять профилактику таких нарушений.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

 1.     Практическая часть.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно, коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап.  

Последние исследования показывают, что развитие слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов: пространственной ориентации, слухового внимания, ритмической и динамической организации движений. Эти процессы являются базой для усвоения слоговой структуры слова.

 

Предлагаю вашему вниманию задания, которые помогут детям развить слуховое внимание, память без участия речи. Для этого мы можем использовать различные предметы, которые, нас окружают это бумагу, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.

 Упражнение «Газета»

Скомкать газету и определить характер шума. Какие звуки напоминает шум мнущейся газеты. (Шелест листьев, шипение змеи, шипение масла на сковородке, плеск, шум моря. Звук газеты какой? тихий, шершавый, газетный, глухой, мятый.)

Упражнение: «Запомни и назови»

Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6) разложенные на столе. Закройте глаза и внимательно слушайте и, не глядя, рассказывайте о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку).

 

Существует прямая взаимосвязь между пространственными представлениями и слоговой структурой. Пространственные представления - это представления о расположении предметов относительно точки отсчета. Если рассматривать с точки зрения речевой деятельности - то это воспроизведение последовательности элементов слова (звуков, слогов). Соответственно если у ребенка недостаточно развито это умение, то ему будет трудно воспроизводить слоги в определенной последовательности, устанавливать последовательность событий, планировать свою деятельность и обозначать все это в речи. Выделяют несколько видов ориентировки в пространстве.

Упражнения на развитие сомато - пространственной ориентации

Цель: закреплять знание частей тела, схемы лица, умение обозначать их в речи

 Игровое упражнение «Будь внимательным!»

Правую (левую) ладонь положи на левое (правое) плечо.

Левой ладонью дотронься до правого колена.

Правой ладонью погладь левую щеку.

Левой рукой почеши правое ухо…

 Следующее задание на развитие оптико-пространственной ориентации

Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения относительно себя (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, глубоко, низко).

 

  Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации

Цель: ориентировка человека во времени и пространстве

Упражнение «Репка»

В ходе игры логопед выставляет одного за другим персонажей кукольного театра, вместе с детьми проговаривает сказку, затем задает вопросы.

Примеры вопросов:

— Кто стоит впереди бабки?
— Кто стоит сзади бабки?
— Кто стоит впереди кошки?
— Кто стоит между бабкой и Жучкой?
— Сколько всего персонажей сказки?
— Кто из них стоит вторым? Третьим? Первым?
— Какая по счету мышка? Кошка? Внучка?
— Кто стоит впереди внучки?
— Какой по счету дед?

 Игровое упражнение «Паровозик». Игра развивает у детей умение действовать по сигналу, умение ориентироваться в пространстве   и соотносить свое положение с другими частниками игры. Используя слова: за, перед, между, первый, последний рассказать о своём местоположении.

 Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. 

Уровень звуков 

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

  На начальном этапе мы уточняем артикуляцию гласных звуков, сопровождая показ картинкой, схематическим изображением и графической схемой. 

Упражнение «Отгадай звук» (а о у и э ы). По артикуляции гласного звука ребёнок должен догадаться и назвать загаданный звук.

Упражнение «Кто так говорит»

По -разному может звучать один и тот же звук. Это зависит от того, кто произносит этот звук. Например,

 Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша (Что изображено на картинке? Как она поёт?), испуг, показ горлышка врачу.

Характер звука «О» - удивилась бабушка, болит зуб, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…

На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.

 Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

 

Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

 Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

Приемы и упражнения:

Послушайте дразнилку

 «Как умный заяц дразнил ворону» С. Иванов

Сидит на суку ворона и каркает. А заяц на пеньке и ворону дразнит. Ворона говорит:

- Кар…

- Тошка… - добавляет заяц.

- Кар …

- Мушка – ухмыляется косой.

- Кар …

- Тина – быстро выкрикивает заяц.

- Кар …

- Зина – хохочет длинноухий.

- Кар, кар – закричала рассерженная ворона на зайца. И клювом его, клювом.

- Аул, аул – завопил заяц. – Караул! – и от вороны во весь дух.

Задание «Слоговой аукцион».

И я предлагаю вам закончить начатый слог.

СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт.

Ру - ….

А теперь придумайте слова, оканчивающиеся на слог - ба.

 Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со…;

Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

 

«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 
  •  «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 

 Игра «Восстанови порядок» Наша задача переставлять слоги в нужном порядке.

на-ши-ма - машина

ти-на-кар - картина

ра-бу-но-ти - Буратино

га-кни - книга

ла-шко - школа

та-пар - парта

ла-кук - кукла

би-ку-ки - кубики

Игра «Собери картинку» Считается, что использование таких упражнений помогает детям быстрее овладевать навыками чтения, ребёнок непроизвольно запоминает образ букв.

Игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

 Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

- Сало было, стало мыло.

- Сиреневенькая зубовыковыривательница.

- Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.

- Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.

(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).

5. Итог

Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Сегодня я показала вам уважаемые педагоги  игры и упражнения, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности.

Чтобы наш мастер-класс не прошёл незамеченным, я хочу предложить вам на этой солнечной полянке, где растут весенние цветы, а дети - это цветы нашей жизни прикрепить свою бабочку:

 - Понравился мастер-класс. Буду применять упражнения и игры в своей работе пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять упражнения и игры в своей работе не знаю, пусть прилетят бабочки красного цвета

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета  

(Пока приклеивают бабочек, звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»)

Спасибо всем. Берегите себя и своих близких.

 

 

Используемая литература

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

© 17.12.2016 — 2025 — Красникова Аниса Ивановна 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников.  Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....

мастер-класс для родителей "Слоговой период обучения"

Здесь вниманию родителей, и не только родителей, но и всех желающих предлагаются игры и игровые упражнения, помогающие детям в освоении слоговой структуры слова....

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"

Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...

Мастер-класс для родителей младшей группы "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Практическое применение упражнений и игр на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста и о связи этого развития с активизацией речевого развития....

Мастер-класс: «Использование обучающих инновационных структур в деятельности музыкального руководителя»

Актуальным вопросом в  музыкальном образовании является,  как заинтересовать и увлечь ребёнка музыкой, требующих использования таких методов как ощущение и понимание того, что музыка и игра ...