Развитие речи дошкольников - словарная работа
консультация по логопедии

Полякова Анна Юрьевна

Словарь и направления работы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над словарём в ДОУ14.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Словарная работа с детьми дошкольниками

Словарная работа должна вестись по следующим направлениям:

- обогащение словаря

-уточнение словаря

- активизация словаря

1. Обогащение словаря – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими.

Это слова – существительные, глаголы, составляющие основу предложения, прилагательные, числительные, наречия, местоимения.

Большую трудность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики. Обогащение речи детей числительными  в основном происходит на занятиях по ФЭМП и при согласовании существительных и числительных на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи.

Важную роль играет обогащение словаря дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а так же элементарные понятия.

Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребёнок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старшем возрасте дети учатся дифференцировать качества и свойства предметов по степени их выраженности (сладенький, кисленький, кисло-сладкий, кислющий), а также более узкие классификации (посуда – чайная, столовая, кухонная). Дети знакомятся со словарём синонимов и антонимов, сравнениями.

 Дошкольников также необходимо знакомить и с фольклорным словарём, некоторыми устаревшими словами (уста, очи, перст)

Детей учат понимать и запоминать некоторые устойчивые выражения, образные выражения, загадки, фразеологизмы ( клевать носом, делать из мухи слона).

2. Закрепление и уточнение словаря – эта задача понимается, как помощь ребёнку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего это собирательные существительные – транспорт, обувь, мебель и т.д., отвлечённые существительные ( красота, чистота, радость, смелость), числительные, относительные прилагательные, слова сложные в произношении. Сложность представляют двухсоставные существительные и прилагательные (камнемёт, бензовоз, светловолосый, длинноногий).

 Также уточняется смысл слов, непонятных ребёнку.

В многочисленном повторении нуждаются слова, обозначающие материал, оттенки цветов, пространственно-временные понятия. Необходимо обращать внимание и на многозначные слова.

3. Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы.

Воспитатель, логопед и другие специалисты должны побуждать ребёнка употреблять слова в речи. Специальные речевые игры должны побуждать ребёнка правильно подбирать слова, изменяя их в контексте речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...

«Развитие речи дошкольников посредством работы с серией картинок»

В этой статье даются рекомендации о том, как можно просто и интересно развивать речь детей....

Развитие речи дошкольника в работе педагога психолога.

laquo;Развитие речи на занятиях педагога-психолога»Детский возраст от 1 года до 3 летПсихологические аспекты развития речи. Речь это результат познания мира отраженного в сознании чер...

«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.

Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...

«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы

laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...