"Влияние словарной работы на развитие речи дошкольников"
консультация на тему

Зимнякова Татьяна Евгеньевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника»

        В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

        Словарная работа имеет прямое влияние на развитие речи как таковое. Без роста словарного запаса развитие речи в принципе немозможно.

Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания.

Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников.

 Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т. е. на нахождение наиболее точного слова в речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с лексической работой. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10 - 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачек в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет - до 2000 - 2500, а в шесть - семь лет до 3500- 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды [14]. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития»

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, названия объектов живой природы - 16,5%; названия средств передвижения - 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значения слов

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.  Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

1. Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов. Другими словами основное свойство, проводимой словарной работы в дошкольных учреждениях является постоянное пополнение словарного запаса у дошкольников.

2. Словарная работа, как и всякая педагогическая деятельность должна опираться на те задачи, которые перед собой ставит. В настоящее время принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду:

а) обогащение словаря

б) уточнение словаря

в) активизация словаря

г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.

3. Содержание словарной работы в дошкольных учреждениях определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.

4. Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:

а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;

б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;

в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

5. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

6. Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.


Приложение 1.

Опросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя по разделу : "Развитие речи"

1. Какую программу по развитию речи детей Вы используете в своей работе?______________________________________________________

2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?_________________________________

3. Какова основная цель активизации речи детей в дошкольном возрасте?__________

_________________________________________________________________________

4. Сформулируйте задачи активизации речи в своей возрастной группе?__________

________________________________________________________________________

5. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач активизации речи в ДОУ или это отдельное направление работы?___________________________

________________________________________________________________________

6. Какое из перечисленных ниже средств активизации речи Вы считаете самым значимым?

- Общение взрослых и детей;

- Обучение родной речи и языку на занятиях;

- Художественная литература;

- Культурная языковая среда, речь воспитателя;

- Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)

7. Какие методы и приемы по активизации речи детей Вы используете в своей работе?_________________________________________________

8. В какие занятия Вы включаете задачу по развитию активного словаря детей?_______________________________________________________

9. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей по проблеме активизации речи?____________________________________

____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние словарной работы на развитие речи детей."

Консультация для воспитателей,прочитанная на педагогическом часе в рамках методического месячника по развитию речи....

Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...

Консультация для родителей «Влияние словарной работы на развитие речи детей»

Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои ...

"Влияние словарной работы на развитие речи детей"

Словарная работа  имеет прямое влияние на развитие речи...

Консультация для родителей "Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника"

      В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного язы...