Куда летят крылатые слова
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Пахмутова Наталья Юрьевна

Презентация к занятию по развитию речи с использованием фразеологических оборотов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КУДА ЛЕТЯТ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА992.74 КБ
Файл конспект22.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Куда летят крылатые слова»

Слайд 2

Льёт слёзы в три ручья

Слайд 4

Одна нога здесь, другая там

Слайд 5

Дрожит как осиновый лист

Слайд 6

Льёт как из ведра

Слайд 7

С гулькин нос

Слайд 8

Десятый сон смотреть



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутов

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А                                        тел. 8 (495) 791-49-67

school_6_ reutov@mail.ru

Конспект

коррекционно-образовательной деятельности

для детей группы компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи (5-7 лет)

«Куда летят крылатые слова»

Разработчики:

Пахмутова Н.Ю., учитель-логопед

Костина С.Ю., воспитатель

город Реутов, 2023 год

Цель: познакомить с фразеологизмами на примере ситуаций из жизни детей в детском саду

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

- создать ситуации для наглядного понимания фразеологизмов;

-формировать умение понимать прямое и переносное значение фразеологизмов;

-формировать у детей потребность правильно употреблять фразеологизмы

- привить интерес к родному языку, традициям и культуре;

- развить выразительность и эмоциональность детской речи.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное внимания и восприятие;

- совершенствовать тонкую и общую моторику;

- синтезировать образное мышление и пространственное восприятие, любознательность и творческий подход.

Воспитательные: 

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа: объяснение фразеологизмов на примере жизненных ситуаций, лексических тем, чтении художественной литературы.

Форма организации: фронтальная.

Возраст детей, логопедическое заключение: 5-7 лет, дети с тяжелыми нарушениями речи.

Методы и приёмы: Словесные – объяснение, диалог; наглядные – показ слайдов, явлений природы, демонстрация опыта с водой, игровые приемы, момент неожиданности.

Оборудование и материалы: Интерактивная доска, магнитофон, цветные карандаши, рисунки детей, халат медицинской сестры, игрушечный шприц, пустое ведро и ведро с водой, подушки декоративные для имитации сна, слайды с шумом дождя, шелестом осиновых листьев, слайды для демонстрации фразеологизмов.

Вводная часть

Логопед.: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами встретимся с забавными, но меткими выражениями. Эти выражения придумали люди очень давно, в них нельзя переставлять и убирать слова, они употребляются целиком, не в буквальном, а переносном значении и в определенных ситуациях, а называются они фразеологизмы. Для того, чтобы с ними подружиться, надо с ними встретиться. Будем знакомиться?»  Ответы детей

Основная часть

1. Приход детей в детский сад.

Воспитатель: «Начинается утро, ребята спешат в детский сад»

Быстрая ходьба на месте.

 «Есть у нас ребята, которые тяжело прощаются с родителями и горько плачут?»  Ответы детей. 

Логопед: «В таких случаях говорят «льет слезы в три ручья».

(Слайд 1)

2. Рисование.

Воспитатель: «Прошел завтрак, и мы с вами рисуем. У вас получились интересные работы, каждый из вас справился успешно.

Логопед: «В таких случаях говорят «мастер на все руки» или «золотые руки», значит, человек сделал работу очень хорошо» 

(Слайд 2)

 Рисунки детей, которые рисовали на занятии.  

     3. Игровая ситуация, когда надо быстро сделать дело.

Воспитатель: «Пора убрать за собой карандаши, и сделать это надо быстро. В таких случаях говорят «одна нога здесь, другая там», справились»

(Слайд 3)

Инструкции: Ребята разбиваются на две команды и собирают карандаши, побеждает та команда, которая сделает это быстро.

4. Прививка

Входит воспитатель в белом халате и со шприцом в руках.

Воспитатель: «Сейчас на прививку пойдут...Что чувствует человек, который боится очень сильно?»  Ответы детей.

Логопед: «Когда человек боится чего-то или кого-то, то у него появляется внутренняя дрожь и страх. Давайте покажем наше состояние.»

Ребята изображают дрожь и мимикой лица – страх.

Логопед: «В таких случаях говорят «дрожит как осиновый лист».  

(Слайд 4)

5. Прогулка

      Воспитатель: «Ребята, а теперь собираемся на прогулку.»

       Слайд 3. Шум сильного дождя в записи.

Воспитатель: «Прогулка отменяется, пошел очень сильный дождь. Ребята, а как можно назвать по-другому, когда пошел сильный дождь?» Ответы детей.

Логопед: «В таком случае говорят «льет как из ведра».

(Слайд 5)

Наглядная демонстрация логопедом: из одного ведра сильный поток воды устремляется в другое ведро.

     6. Обед.

Воспитатель: «Пришло время обеда. У каких- то ребят аппетит очень хороший, тарелки остаются пустыми, а кто-то съедает очень мало, чуть- чуть, и уже наелся. Есть у нас такие ребята?»  Ответы детей.

Логопед: «Про таких ребят говорят «съел с гулькин нос». Гулька - это голубь, его нос(клюв) очень маленький по сравнению с целой птицей, поэтому, когда хотят сказать о маленьком. количестве, то говорят «с гулькин нос».

Слайд 6

7. Сон

Воспитатель: «Ребята, ложимся в кровати, приятных снов.»

Дети в свободном порядке садятся на ковер, под щеку кладут подушки и закрывают глазки, имитируя сон.

Воспитатель обращается к ребенку, который не закрыл глаза: «Вова, почему не спишь до сих пор? Катя и Мила видят десятый сон, т.е. давно спят уже». (Слайд 7)

8. Закрепление новых знаний.

Воспитатель: «Просыпаемся, потянулись!»

Логопед: «Ребята, давайте посмотрим, какие меткие выражения к нам прилетали. Сможете сказать, что они обозначают?»

Педагоги по очереди называют фразеологизмы, о которых шла речь, а ребята пробуют назвать их значение:

«Лить слезы в три ручья, мастер на все руки, золотые руки, одна нога здесь, другая- там, дрожать как осиновый лист, льет как из ведра, с гулькин нос, десятый сон.»  Ответы детей.

Заключительная часть. Рефлексия

Логопед: Вот и закончилось наше знакомство с фразеологизмами. Вам было интересно о них узнать? А какая ситуация с метким выражением вам понравилась больше всего? Ответы детей.

Логопед: Все молодцы! Работали с огоньком! Значит с удовольствием, старались.  Вас ждет сюрприз. До новых встреч с забавными словами!

(Слайд 8)

Список использованной литературы

  1. Валасина А.В. Не считай ворон. М., Изд. «Карапуз», 2007. – 16 с.
  2. Митькина, И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни: Автореферат / И.Н. Митькина.  М., 2001. – 200 с.
  3. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. М.:  ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 224 с.
  4. Рогалева Е., Никитина Т. Сами с усами. Веселый фразеологический словарь. Изд. «Издательский дом Мещерякова». М., 2019. - 192с.
  5. Хондкариан Г.Н. Куда летят крылатые слова. М., Изд. «ЭНАС – КНИГА», 2021. – 65с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал для дошкольников по теме "Крылатые слова и выражения"

Данный материал предназначен для  воспитателей , работающих с группой дошкольников 5 -  лет....

Куда положишь, выбирай! Слово правильно называй!

Игра на дифференциацию звуков "С-Ш", из серии "Картинка с хитринкой"...

"Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"

quot;Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"...

Пословицы, поговорки, крылатые слова

Использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрически...

"ПЧЁЛКА, ПЧЁЛКА, ТЫ КУДА ЛЕТИШЬ?"

Методическая разработка+презентация...

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА В КАРТИНКАХ

Перед вами — раскраски, предназначенные для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Они знакомят детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выра...