Проект "Куда летит пчёлка?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Жаркова Юлия Васильевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Куда летит пчелка?»

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-информационный;

Продолжительность: среднесрочный (3 месяца);

Образовательный области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Художественно-эстетическое развитие», «Здоровье», «Безопасность»;

Цель проекта:
создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки творческо-информационного проекта «Куда летит пчелка?»;

Задачи проекта:

- сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);

- развивать познавательно-исследовательскую деятельность и продуктивность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;

- ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, рой, пасека, пчеловод, соты, нектар, опыление;

- воспитывать бережное и экологически правильное отношение к пчёлам, сохранять природные ресурсы.

Актуальность

В весенне-осенний период на даче, возле клумбы, на цветах, в садах и огородах мы видим самую обычную пчёлку и не обращаем на нее внимание.

Это исследование нам подсказали ребята, которые заметили пчёлок на клумбе нашего участка. Они спросили:

- Куда летит пчелка? Как пчелы живут в улье? Впадают ли они в спячку?
- Как из цветочной пыльцы получается мёд?
- Есть ли у пчёл враги? И для чего нужны пчёлы?
- Что будет, если пчёл вообще не станет?..

Мы с ребятами решили найти ответы на все эти вопросы, и, оказалось, что пчёлка играет очень важную роль в нашей жизни, без неё жизнь на Земле невозможна.

Предварительная работа

  • Сбор литературы, содержащей информацию о пчёлах и их роль в окружающей среде;
  • подбор иллюстраций;
  • подбор художественной литературы;
  • заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о пчёлах;
  • подбор игрового материала.

Основной этап

Работа с детьми

Сначала мы решили рассказать друг другу о том, что         мы уже знали о пчёлах.

Результат оказался таким:
        
Пчела – это насекомое; делает мёд (но как именно он получается – неизвестно); переносит пыльцу с         цветка на цветок; жалит животных и человека.
После беседы нам стало ясно, что на многие наши вопросы мы не знаем ответы. Тогда мы спросили друг друга: «Где мы можем получить информацию, кто и что нам может помочь?». Поступили разные предложения:
- можно спросить у родителей, воспитателей;
-  посмотреть документальные фильмы, мультфильмы, детские телепередачи;
- прочесть книги, энциклопедии, рассмотреть иллюстрации, фотографии;
-  разучить стихи, песенки, загадки, поговорки.

Предполагаемый результат

На основе собранного материала создать иллюстрированный альбом «Жизнедеятельность пчелы» и провести итоговое занятие с элементами театрализованной деятельности  «Сказка про девочку, которая не любила учиться».

Внешний вид пчелы

Не менее интересной оказалась жизнь пчелы:

  • Пчёлы живут большой семьёй, которая называется рой.
  •  Дом пчелы называется улей. Место, где стоят ульи – пасека.
  • Человек, ухаживающий за пчелой называется пчеловодом.  
  •  В улье пчёлы делают гнездо из ячеек шестиугольной формы (соты).

Внутри улья постоянно кипит работа. Все пчёлы строго выполняют свои обязанности:

  • Пчела – Матка (самая большая пчела) откладывает яйца.
  •  Трутни оберегают матку, когда она вылетает из улья, защищают от насекомых и птиц.
  • Рабочие пчёлы прибирают в улье, проветривают его, кормят матку и маленьких пчёл, охраняют вход в улей, собирают мёд и охраняют его.
  • Пчёлки-разведчицы находят место, где много нектара и сообщают об этом другим пчёлкам танцем, если танцует пчёлка по кругу, значит нектар где-то близко, а если взмахивает брюшком, значит, лететь придётся далеко.

Как получается мед?

Цветочный сок в желудочке пчелы перерабатывается и превращается в мёд. Затем пчёлы откладывают его в соты. Также пчелы перерабатывают мед в воск для строительства сот.

Незаменимый мед

  • Мёд на вкус сладкий, имеет приятный запах.
  • Мёд не только вкусный, но и целебный, незаменимый продукт, который помогает людям при разных заболеваниях.
  • Производить его могут только пчёлы.

Где зимуют пчелы?

А как проводят зиму пчёлы? Впадают ли они в спячку?

Пчёлы в спячку не впадают, но они боятся холода. На зиму ульи утепляют, чтобы им холодно не было, и всю зиму пчёлы медок кушают. А если пчёлкам холодно, то они собираются в «шар» и греют друг друга, а с первыми весенними лучами  пчёлки с радостным жужжанием отправляются на поиски ранних цветов.

Истории про пчелок

Люди наблюдали за поведением пчелы и записали разные истории…

  • Одна мышь забралась в улей и успела-таки поесть медку. Как увидали её пчёлы, в ярость пришли, набросились на неё и давай жалить, так до смерти и зажалили. Облепили мёртвую мышку со всех сторон пчёлы толстым слоем воска и оттащили в угол улья. Пчеловод весной соты вынимал, увидел мышь и удивился находчивости пчёл.
  • В лесу дикие пчёлы устраивают себе гнездо в дупле дерева. Медведь-лакомка также если полезет гнездо ворошить, да мёд воровать, покусают и его пчёлы.

Что будет, если не будет пчел?

А самое главное, мы узнали, если пчёлы не будут опылять растения, то они погибнут.

Животному миру нечего будет есть, и он погибнет.

А если не будет животного мира, то погибнет и человек.

ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ ПРЕКРАТИТСЯ.

Заключительный этап

Итогом проекта «Куда летит пчёлка» стало итоговое занятие с элементами театрализованной деятельности «Сказка про девочку, которая не любила учиться». Дети получили ответы на все, интересующие их вопросы. Мы смогли показать необходимость существования на земле насекомых, независимо от наших симпатий, чувство восхищения перед их трудолюбием, бережное отношение к ним.

- Так куда же летит пчелка?..

- Наша трудолюбивая пчелка спешит делать добро!

Список литературы

  • А. Ликум, «Всё обо всём», популярная энциклопедия для детей, М., 1991, Т.3, С.291;
  • Т.В. Шнуровозова, «Пчёлы»;
  • Э. Дебо «Среди цветы. Рассказы старого садовника»;
  • С.Н. Николаева, И.А. Комарова, «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях», М., Издательство ГНОМ и Д., 2003.
  • Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Лето, лето, лето..."

Сценарий музыкально - спортивного праздника ко Дню защиты для детей саршего дошкольного возраста....

Развлечение- «Лето, лето, сказочное лето!

       «Лето, лето, сказочное лето!                    От чудес кружится голов...

Прогулка "Снег летает, летает, летает..."

Зимняя прогулка в подготовительной группе...

Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...