Проект "Песочный мир" для детей старшей группы № 7 "Колобок" детского сада №7 "Сказочная полянка" г. Заринска на 2024-2025 учебный год
проект по логопедии (старшая группа)
В этом учебном году (2024-2025г) в нашем детском саду я реализую проект "Песочный мир" с детьми старшей группы №7 "Колобок". В проекте участвуют дети, посещающие логопункт детского сада.
Занятие "Мир в моих ладошках" прошло 22 января 2025г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.13 КБ |
![]() | 56.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ПРОЕКТ
«ПЕСОЧНЫЙ МИР»
по использованию песочной терапии
в коррекционно-развивающей работе
учителя-логопеда
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
ДЬЯКОНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
г. ЗАРИНСК
2025
ПРОЕКТ «ПЕСОЧНЫЙ МИР»
по использованию песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
К.Д. Ушинский писал:
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».
Пояснительная записка
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, речи, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычной игры в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Песочная терапия является продуктивным процессом для:
- развития интеллекта;
- выявления и развития творческих возможностей;
- выработки навыков коммуникации;
- развития моторики рук;
- развития речи и обогащение пассивного и активного словаря.
Актуальность
Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное-ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей.
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект. На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.
Цель проекта: Развитие мелкой моторики, речи, восприятия, мышления, памяти, внимания, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
Задачи проекта:
- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность, стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас.
- развитие познавательных психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
- развитие фонематического слуха, дифференциация, автоматизация звуков в слогах, словах;
- совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического
мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;
- снижение психофизического напряжения
- формировать позитивное отношение к своему «Я», позитивное отношение к сверстникам;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
Образовательные:
- учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета;
- обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;
- обучить специальным движениям и их выполнение детьми;
- учить выстраивать композиции на песке по образцу;
- закрепить представления об окружающем мире;
Воспитательные:
- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
- воспитывать слуховое внимание и память;
- воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;
- совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
- «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память);
- развивать логическое мышление;
- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
- развивать умение действовать по инструкции;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно
тактильно-кинестетической чувствительности.
Целевая аудитория: воспитанники старшей группы №7 «Колобок», посещающие логопункт детского сада, их родители (законные представители).
Автор проекта: Дьяконова Елена Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад № 7 «Сказочная полянка» общеразвивающего вида.
Тип проекта: долгосрочный, обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: сентябрь 2024г - май 2025г.
Ожидаемый результат:
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения)
- стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
- развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
- увеличение речевой активности детей;
- развитие речи, расширение словарного запаса;
- личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная, конструктивная.
Работа с детьми:
- организованная образовательная деятельность с детьми;
- система коррекционно-развивающих занятий;
Этапы проекта:
1 этап- организационный, поисково-теоретический (сентябрь, октябрь).
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Подбор необходимого дидактического инструментария.
2 этап – реализация проекта, творческий. Практическая работа: беседы, консультации, занятия (ноябрь-апрель).
3 этап – заключительный, аналитический. Обобщение результатов работы, подведение итогов и анализ результатов проекта (май).
Работа с родителями по проекту:
Консультация для родителей на сайт ДОУ и на личный мини-сайт «Логопедические игры в песочной стране» и буклет «Развитие речи детей средствами песочной терапии» (октябрь).
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Конспект занятия
«МИР В МОИХ ЛАДОШКАХ»
к проекту «Песочный мир»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
ДЬЯКОНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
г. ЗАРИНСК
2025
Конспект занятия «Мир в моих ладошках»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами радует наше солнце. Ярко светит и дарит нам тепло. Давайте поздороваемся.
Психогимнастика «Здравствуй, солнце!»
(по методике М. Монтессори)
Здравствуй, солнце (дети поднимают руки вверх к солнцу)
Это – я! (показывают на себя)
Здравствуй, небо голубое (поднятыми руки вверх, проводят волнообразные
движения)
Здравствуй, матушка Земля, (поклон земле)
Здравствуй, ты… (показывают рукой на своих друзей)
И здравствуй, ты…
Здравствуй, я! (обнимают себя)
Здравствуйте все мои друзья! (берутся за руки и поднимают вверх)
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительной сказочной страной, которая находится далеко-далеко в песках. В этой стране есть свой властелин и свои законы (правила). Вы хотите побывать в песочной стране, познакомиться с ее правительницей? (ответы детей). Тогда в путь.
Посмотрите, а здесь нас встречает и приглашает в гости правительница песочной страны - кто же это? Правильно - песочная черепашка. Педагог достаёт из большой песочницы фигурку песочной черепашки и говорит уже от ее имени: «Здравствуйте, ребята! Вы хотите встретиться с волшебством? (ответы детей). С волшебством может встретиться только тот человек, который стремится к новым знаниям, любит играть и фантазировать. Я думаю, что вы и есть такие ребята.
А сейчас песочная черепашка приглашает вас пройти за столы, где стоят песочницы.
Песочная страна находится вот здесь. (Перед каждым ребенком стоит песочница.) И в песочной стране есть правила, с которыми я вас хочу познакомить.
Правила работы с песком:
Нельзя его бросать, кидать, нельзя сорить и рассыпать
А также не надо соседу мешать
И то, что он строит, не нужно ломать
Зато все, что хочешь ты, можешь творить
Можешь выдумывать и конечно чудить.
Итак, перед нами большая песочная пустыня. Пока здесь нет ничего, кроме песка. Давайте положим свою ладошку на песок и сделаем отпечаток. Очень хорошо.
Положите руки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь? (Холодный, мягкий.) Давайте погреем песок, перетираем между ладошками. У кого уже песок стал теплым? Молодцы! Вы хорошо потрудились. А теперь закопаем свои ладошки в песок и познакомим пальчики друг с другом.
В этом нам поможет «Сказка, про пальцы»!
Жили братья не тужили, | гладим песок в разном направлении |
Но однажды приуныли… Стали думать и гадать Как бы имена всем дать! | легким движением кисти приподнимаем пальчики при этом не поднимая тыльной части ладони |
Я хоть ростом не велик, Но веселый озорник Все стоите вы за мной Буду зваться я … Большой! | показываем большой палец правой и левой руки, на песке оставляем отпечатки |
Я указывать люблю На цветы, и на луну Очень я внимательный Палец указательный! | Показываем по тексту и оставляем отпечатки обеими руками |
Я стою по середине Буду зваться я отныне Средний палец – удалец, Вот какой я молодец! | Показываем и называем его, оставляем отпечатки обеими руками |
Меньше всех я братьев ростом, Ох, как маленьким не просто, Но меня легко узнать, Пусть мизинцем будут звать! | Показ мизинца с проговариванием имени пальца, оставляем отпечатки |
Брат один, как не гадал Имя, так себе не дал, Но его не обижают – Безымянным называют! | Отпечаток безымянным пальцем обеих рук и называем все вместе. |
А теперь, давайте поиграем с пальчиками: «Найди и пошевели».
Поднимите сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А теперь пошевелите средними пальчиками, безымянными. (Это упражнение проделывается с каждым пальчиком по отдельности двумя руками одновременно. Во время этой игры обращаем внимание на то, чтобы на поверхности песка работали только те пальчики, имена которых называются, а остальная часть руки полностью закопана в песке.)
- Послушайте… Песок с вами здоровается, шуршит, играет только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Упражнение «Ёжик»
Ребята посмотрите, кого к нам в гости пригласила песочная черепашка. Это ежики, дети берут в руки шарики суд-жок и разминают ладошки, затем предварительно разгладив песок, ребята оставляют отпечаток своей ладошки, а затем проводят шариком по песочной ладошке, оставляя колючие отпечатки.
Упражнение «Песочный ветер»
А теперь нам песочная черепашка предлагает поиграть с ветерком и очистить нашу ладошку. Дети оставляют отпечаток, затем по предварительном показу, ребята сдувают с каждого пальчика песок, оставляя контур ладошки.
Педагог предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладет ладошку, оставляя отпечатки по кругу, при этом поворачивая руку и песочницу. Получилось солнышко.
- Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот – улыбку.
- У всех получилось солнышко? (да).
- Какое солнышко у нас получилось?
Дети отвечают. (Доброе, лучистое, яркое, красивое, улыбчивое, песочное).
- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.
Дети проводят по лучикам пальчиками. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Педагог предлагает нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, чередуя длинный – короткий.
Упражнение «Цветы»
Обведите палочкой свою правую руку. У вас на листе получится контур вашей ладони. А теперь, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его из фасоли. (Можно использовать и другой материал, например мелкие пуговички, камушки, морскую соль.)
Ребята, на что похожа песочная ладошка, если сейчас ее дорисовать?
Ты пальцы преврати в цветы,
А из ладошки – клумбу сотвори!
Педагог рисует на песке у основания ладошки клумбу, из силуэтов пальцев вырисовывает цветы. Дети выполняют в своей песочнице клумбы с цветами. Что же у нас получилось? Да, это цветы, которые растут на клумбе.
Я предлагаю вам оживить их и украсить. (Дети выкладывают силуэтное изображение клумбы с помощью дополнительного материала – стеклянных камушков, бусинок, пуговок, фасольки и пр., а каждый пальчик песочной ладошки превращают в цветок, используя ракушки, искусственные камушки).
Молодцы ребята! Давайте скажем нашей правительнице песочной страны спасибо за интересные игры!
Что вам сегодня больше понравилось в песочной стране? Какие игры вы запомнили? (ответы детей).
Ритуал выхода: дети протягивают ладошки над песочницей и произносят волшебные слова: «Спасибо, милый наш песок, что подрасти чуть-чуть помог!» До свидания, до новых встреч!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/23/img20250122102706.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/23/img20250122101646_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/23/img20250122102944.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/23/img20250122103453.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/24/picture-88680-1432484635.jpg)
Художественно-поэтические салоны для детей старших групп детского сада
Данный материал представляет конспекты художественно-поэтических салонов, комплексных занятий и праздников для детей старших групп детского сада. Основная цель данных мероприятий - развитие эстетическ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-81607-1479636690.jpg)
Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.
Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между физическим и психическим состоянием челове...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-22284-1601365299.jpg)
Психодиагностика детей старшей группы детского сада
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей старшей группы в течение учебного год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-190865-1389383905.jpg)
Учебно-методическая разработка "Физ. минутки для разминок детей старшей группы детского сада"
Физминутки, для снятия психофизилогического напряжения во время учебной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1072802-1574577432.jpg)
Кружок для детей старшей группы "Вязание крючком. Мы учимся вязать " на 2017-2018 учебный год
Кружок...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/17/picture-966296-1597690326.jpg)
Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/18/picture-1549108-1734491120.jpg)
План работы кружка: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники» на 2024-2025 годы Воспитателя МБДОУ Детский сад №4 «Айылгы» Васильевой Альбины Николаевны
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №4 «Айылгы»...