Проект "Песочный мир" для детей старшей группы № 7 "Колобок" детского сада №7 "Сказочная полянка" г. Заринска на 2024-2025 учебный год
проект по логопедии (старшая группа)

Дьяконова Елена Сергеевна

В этом учебном году (2024-2025г) в нашем детском саду я реализую проект "Песочный мир" с детьми старшей группы №7 "Колобок". В проекте участвуют дети, посещающие логопункт детского сада. 

Занятие "Мир в моих ладошках" прошло 22 января 2025г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesochnyy_mir_st.gr_._2025g.docx30.13 КБ
Файл konspekt_mir_v_moih_ladoshkah.docx56.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ПРОЕКТ

«ПЕСОЧНЫЙ МИР»

по использованию песочной терапии

в коррекционно-развивающей работе  

учителя-логопеда

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

ДЬЯКОНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

г. ЗАРИНСК

2025

ПРОЕКТ «ПЕСОЧНЫЙ МИР»

по использованию песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

К.Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».

Пояснительная записка

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, речи, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычной игры в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Песочная терапия является продуктивным процессом для: 

  • развития интеллекта;
  • выявления и развития творческих возможностей;
  • выработки навыков коммуникации;
  • развития моторики рук;
  • развития речи и обогащение пассивного и активного словаря.

Актуальность

Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное-ребенок  получает  первый  опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей.

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект. На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

Цель проекта: Развитие мелкой моторики, речи, восприятия, мышления, памяти, внимания, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

Задачи проекта:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность, стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас.
  • развитие познавательных психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
  • развитие фонематического слуха, дифференциация, автоматизация звуков в слогах, словах;
  • совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического

мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;

  • снижение психофизического напряжения
  • формировать позитивное отношение к своему «Я», позитивное отношение к сверстникам;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.

Образовательные:

  • учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета;
  • обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;
  • обучить специальным движениям и их выполнение детьми;
  • учить выстраивать композиции на песке по образцу;
  • закрепить представления об окружающем мире;

Воспитательные:

  • вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
  • воспитывать слуховое внимание и память;
  • воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;
  • совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
  • «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Развивающие:

  • развивать психические процессы (внимание, память);
  • развивать логическое мышление;
  • развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • развивать умение действовать по инструкции;
  • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно

 тактильно-кинестетической чувствительности.

Целевая аудитория: воспитанники старшей группы №7 «Колобок», посещающие логопункт детского сада, их родители (законные представители).

Автор проекта: Дьяконова Елена Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад № 7 «Сказочная полянка» общеразвивающего вида.

Тип проекта: долгосрочный, обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность: сентябрь 2024г - май 2025г.

Ожидаемый результат:

  • развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения)
  • стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
  • развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
  • увеличение речевой активности детей;
  • развитие речи, расширение словарного запаса;
  • личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная, конструктивная. 

Работа с детьми:

  • организованная образовательная деятельность с детьми;
  • система коррекционно-развивающих занятий;

Этапы проекта:

1 этап- организационный, поисково-теоретический (сентябрь, октябрь).

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Подбор необходимого дидактического инструментария.

2 этап – реализация проекта, творческий. Практическая работа: беседы, консультации, занятия (ноябрь-апрель).

3 этап – заключительный, аналитический. Обобщение результатов работы, подведение итогов и анализ результатов проекта (май).

Работа с родителями по проекту:

Консультация для родителей на сайт ДОУ и на личный мини-сайт «Логопедические игры в песочной стране» и буклет «Развитие речи детей средствами песочной терапии» (октябрь).



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Конспект занятия

«МИР В МОИХ ЛАДОШКАХ»

к проекту «Песочный мир»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

ДЬЯКОНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

г. ЗАРИНСК

2025

Конспект занятия «Мир в моих ладошках»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами радует наше солнце. Ярко светит и дарит нам тепло. Давайте поздороваемся.

Психогимнастика «Здравствуй, солнце!»

(по методике М. Монтессори)

Здравствуй, солнце (дети поднимают руки вверх к солнцу)

Это – я! (показывают на себя)

Здравствуй, небо голубое (поднятыми руки вверх, проводят волнообразные

движения)

Здравствуй, матушка Земля, (поклон земле)

Здравствуй, ты… (показывают рукой на своих друзей)

И здравствуй, ты…

Здравствуй, я! (обнимают себя)

Здравствуйте все мои друзья! (берутся за руки и поднимают вверх)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительной сказочной страной, которая находится далеко-далеко в песках. В этой стране есть свой властелин и свои законы (правила). Вы хотите побывать в песочной стране, познакомиться с ее правительницей? (ответы детей). Тогда в путь.

Посмотрите, а здесь нас встречает и приглашает в гости правительница песочной страны - кто же это? Правильно - песочная черепашка. Педагог достаёт из большой песочницы фигурку песочной черепашки и говорит уже от ее имени: «Здравствуйте, ребята! Вы хотите встретиться с волшебством? (ответы детей). С волшебством может встретиться только тот человек, который стремится к новым знаниям, любит играть и фантазировать. Я думаю, что вы и есть такие ребята.

А сейчас песочная черепашка приглашает вас пройти за столы, где стоят песочницы.

Песочная страна находится вот здесь. (Перед каждым ребенком стоит песочница.) И в песочной стране есть правила, с которыми я вас хочу познакомить.

Правила работы с песком:

Песок за края не высыпаем!

Нельзя его бросать, кидать, нельзя сорить и рассыпать

А также не надо соседу мешать

И то, что он строит, не нужно ломать

Зато все, что хочешь ты, можешь творить

Можешь выдумывать и конечно чудить.

Итак, перед нами большая песочная пустыня. Пока здесь нет ничего, кроме песка. Давайте положим свою ладошку на песок и сделаем отпечаток. Очень хорошо.

Положите руки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь? (Холодный, мягкий.) Давайте погреем песок, перетираем между ладошками. У кого уже песок стал теплым? Молодцы! Вы хорошо потрудились. А теперь закопаем свои ладошки в песок и познакомим пальчики друг с другом.

В этом нам поможет «Сказка, про пальцы»!

Жили братья не тужили,

гладим песок в разном направлении

Но однажды приуныли…

Стали думать и гадать

Как бы имена всем дать!

легким движением кисти приподнимаем пальчики при этом не поднимая тыльной части ладони

Я хоть ростом не велик,

Но веселый озорник

Все стоите вы за мной

Буду зваться я … Большой!

показываем большой палец правой и левой руки, на песке оставляем отпечатки

Я указывать люблю

На цветы, и на луну

Очень я внимательный

Палец указательный!

Показываем по тексту и оставляем отпечатки обеими руками

Я стою по середине

Буду зваться я отныне

Средний палец – удалец,

Вот какой я молодец!

Показываем и называем его, оставляем отпечатки обеими руками

Меньше всех я братьев ростом,

Ох, как маленьким не просто,

Но меня легко узнать,

Пусть мизинцем будут звать!

Показ мизинца с проговариванием имени пальца, оставляем отпечатки

Брат один, как не гадал

Имя, так себе не дал,

Но его не обижают –

Безымянным называют!

Отпечаток безымянным пальцем обеих рук и называем все вместе.

А теперь, давайте поиграем с пальчиками: «Найди и пошевели».

Поднимите сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А теперь пошевелите средними пальчиками, безымянными. (Это упражнение проделывается с каждым пальчиком по отдельности двумя руками одновременно. Во время этой игры обращаем внимание на то, чтобы на поверхности песка работали только те пальчики, имена которых называются, а остальная часть руки полностью закопана в песке.)

- Послушайте… Песок с вами здоровается, шуршит, играет только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Упражнение «Ёжик»

Ребята посмотрите, кого к нам в гости пригласила песочная черепашка. Это ежики, дети берут в руки шарики суд-жок и разминают ладошки, затем предварительно разгладив песок, ребята оставляют отпечаток своей ладошки, а затем проводят шариком по песочной ладошке, оставляя колючие отпечатки.

Упражнение «Песочный ветер»

А теперь нам песочная черепашка предлагает поиграть с ветерком и очистить нашу ладошку. Дети оставляют отпечаток, затем по предварительном показу, ребята сдувают с каждого пальчика песок, оставляя контур ладошки.

Педагог предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладет ладошку, оставляя отпечатки по кругу, при этом поворачивая руку и песочницу. Получилось солнышко.

- Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот – улыбку.

- У всех получилось солнышко? (да).

- Какое солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. (Доброе, лучистое, яркое, красивое, улыбчивое, песочное).

- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети проводят по лучикам пальчиками. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Педагог предлагает нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, чередуя длинный – короткий.

Упражнение «Цветы»

Обведите палочкой свою правую руку. У вас на листе получится контур вашей ладони. А теперь, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его из фасоли. (Можно использовать и другой материал, например мелкие пуговички, камушки, морскую соль.)

Ребята, на что похожа песочная ладошка, если сейчас ее дорисовать?

Ты пальцы преврати в цветы,

А из ладошки – клумбу сотвори!

Педагог рисует на песке у основания ладошки клумбу, из силуэтов пальцев вырисовывает цветы. Дети выполняют в своей песочнице клумбы с цветами. Что же у нас получилось? Да, это цветы, которые растут на клумбе.

Я предлагаю вам оживить их и украсить. (Дети выкладывают силуэтное изображение клумбы с помощью дополнительного материала – стеклянных камушков, бусинок, пуговок, фасольки и пр., а каждый пальчик песочной ладошки превращают в цветок, используя ракушки, искусственные камушки).

Молодцы ребята! Давайте скажем нашей правительнице песочной страны спасибо за интересные игры!

Что вам сегодня больше понравилось в песочной стране? Какие игры вы запомнили? (ответы детей)

Ритуал выхода: дети протягивают ладошки над песочницей и произносят волшебные слова: «Спасибо, милый наш песок, что подрасти чуть-чуть помог!» До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-поэтические салоны для детей старших групп детского сада

Данный материал представляет конспекты художественно-поэтических салонов, комплексных занятий и праздников для детей старших групп детского сада. Основная цель данных мероприятий - развитие эстетическ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.

Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между  физическим и психическим состоянием челове...

Психодиагностика детей старшей группы детского сада

Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей старшей группы в течение учебного год...

Учебно-методическая разработка "Физ. минутки для разминок детей старшей группы детского сада"

Физминутки, для снятия психофизилогического напряжения во время учебной деятельности....

Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год...