Игры со звуками и буквами
статья по логопедии

Леванькова Марина Юрьевна

Рекомендации для родителей обучающих ребенка читать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_zvukami_i_bukvami.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  родителям

 «ИГРЫ   СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ»

        Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв. Знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребёнок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

        Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное -делать это, играя .

        Но где же взять время? Оказывается, играть с ребёнком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно играть со звуками. Начинать лучше с тех , что тянуться: а, у,о,и,л,м,н,с,з,ш.

Естественно, следует избегать звуков, которые ребёнок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.

        Спросите у ребёнка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук «а» в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук а?». подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдаёт фант.

        А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребёнок отвечает словом, начинающимся на тот же звук . потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

        Ещё сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов. Например, «мяч»- «чемодан» - «нос» - «санки» -«игла» и т.д.

        А как любят играть дети со Звукоедиком!

        Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т.д. в следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «сту(л)», «тарелк(а)» и т.д. каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях фруктов: (г)руша, (а)брикос, яблок(о), слив(а). или озаботьтесь тем, что в лесу  исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор. Пока ребёнок не научиться легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах, а также определять их последовательность в словах сначала из четырёх – пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живёт слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребёнку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребёнок зовёт: «К-к-к», и кладёт фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовёт спать звук «о». Если он теряет его и  второй фишкой «ловит» звук т, удивитесь: «Разве здесь живёт кт? Я думал, что здесь живёт ко-о-от».

        Усложняйте игру, предлагая слова из четырёх и пяти звуков. Пусть ребенок»расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладёт на хранение» продукты, одежду, мебель.

        Все эти игры настольные. Если же ваш ребёнок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук. А все вместе они везут какое-то слово. возьмите первую машину и , медленно двигаясь по направлению к другой машине. Произносите: «с-с-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по-своему : «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребёнок угадывает «сыр».

        Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твоё имя начинается вот с этой буквы – «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм».

        Чтобы ребёнок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них уже не невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображёнными на них буквами.

        Если ребёнок  знает буквы и умеет выделять в словах звуки. Это ещё не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать ещё одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного принципа русской письменности.

        Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперёд и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы затем произнесём стоящую впереди согласную – твёрдо или мягко. Ребёнок не умеет забегать глазами вперёд – озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что стоит за ней – «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтёт одинаково.

        Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребёнку читать слоги : ла, лу, ло, лы.

        Итак, вы научили ребёнка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясните, понимает ли ребёнок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.

        В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно.

М.Ю. Леванькова,

учитель – логопед

МБ ДОУ № 24 «Ручеек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей.Игры со звуками и буквами.

Консультация для родителей«Игры со звуками и буквами». Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки...

Буклет для родителей "Игры со звуками и буквами"

Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....

Игровой практикум для детей и родителей "Игры со звуками и буквами"

Данное мероприятие поможет родителям  понять необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками и буквами для успешного овладения грамотой, для подготовки к чтению в школе, поможет о...

Консультация для родителей: "Игры со звуками и буквами"

Игры и упражнения, способствующие развитию  у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа....

Тренинг для родителей «Игры со звуками и буквами»

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – де...

Игровой игротренинг для родителей "Игры со звуками и буквами"

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, привлечь внимание родителей к подготовки ребенка к школе....