Консультация для родителей: "Игры со звуками и буквами"
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Игры и упражнения, способствующие развитию  у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_zvukami.docx520.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №42»

Консультация для родителей:

        «Игры со звуками и буквами»

D:\2\не стирать\Работа\идеи для работы\getImage (48).jpg

D:\2\не стирать\Работа\картинки\0_5dc55_cd97d17d_L.png

Составила: воспитатель Овтина В.В.

 

В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха, который является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Фонематический слух – это способность различать звуки речи.  Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

                 Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.  В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью.

                        Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, в супермаркете, ожидая приема у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.  Начинать лучше со следующих звуков:  а, у, о, и, м, н, х, в;  при этом следует избегать звуков, которые ребенок еще не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.

                                                          Предлагаю Вам познакомиться с играми и упражнениями, способствующими развитию у детей фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа.

Упражнения и игры на определение наличия заданного звука в слове

 1. Поднять руку (или флажок и т.п.) на заданный звук.

Называются слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

 2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

 3. “Чудо-дерево”.

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется

соответствующий звук.

4. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

5. “Лото”.

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых присутствует и отсутствует заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Упражнения и игры на выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного “А”, “У”).

5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного “О”, “И”).

6. Назвать в слове первый (последний) звук.

7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

8. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

9. “Лото”.

Детям предлагаются карточки с изображением 4-6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветными кружочками ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

10. “Найди общий звук”.

Называются слова (например, со звуком “С” в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

11. “Логопедическое домино”.

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука “Н”, присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком “Л”, - к картинке стол, и т.д.

12. “Цепочка”.

Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого

звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

13. “Подумай, не торопись”.

Детям предлагается:

1) подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;

2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

3) подобрать слово, чтобы первый звук был “К”, а последний “Т”;

4) ответить, какое слово получится, если к слогу “НО” добавить один звук.

14. Определить местоположение звука в слове.

Называется слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук “С”, и предлагается детям определить местоположение этого звука в слове.

15. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в конце слова, в третий - в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух.

16. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

17. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.

18. “Веселый поезд”.

Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами.  Некоторые виды практических заданий и игр, направленных на закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой

моторики.

«Мастерим буквы» - выкладывание букв из различного материала (семян, пуговиц, шнурков, ленточек, карандашей, счетных палочек, мозаики, камушков), лепка из пластилина, рисование на крупе или песке. При этом обращается внимание детей на то, в какую сторону направлена буква, как расположены её элементы.

«Буквенный конструктор» - составление буквы из деталей буквенного конструктора (овал, полуовал, длинные и короткие палочки).

«Изобрази букву» -изображение детьми заданной буквы с помощью пальчиков, ладоней, всего тела.

«Сложи букву» - карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

«Узнай букву» - вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.

Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

«Прятки»  - карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

«Путаница» - узнавание букв, написанных с наложением.

D:\2\не стирать\раб.стол\кабинет\77769610_large_13.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей.Игры со звуками и буквами.

Консультация для родителей«Игры со звуками и буквами». Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки...

Консультация для родителей "Игры со звуками и буквами"

Консультация для родителей "Игры со звуками и буквами"...

Консультация для родителей: "Игры со звуками и буквами"

Консультация для родителей: "Игры со звуками и буквами"...

Консультация для родителей «Игры со звуками и буквами»

Консультация для родителей «Игры со звуками и буквами»...

Консультация для родителей. "Игры со звуками и буквами".

Существуют студии раннего развития, в которых учат детей читать уже с первых лет жизни. Однако педиатры не рекомендуют спешить, а советуют начинать обучение чтению не раньше 4-х лет, лучше всего - в 5...