Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ТНР «Звук[С]» с использованием элементов методики М. Монтессори
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Данное занятие с использованием элементов методики ММонтессори  учит концентрировать внимание и сосредоточенно работать,  контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие для  детей с ТНР «Звук[С]»

с использованием элементов методики М.Монтессори

Задачи:        

1.  Коррккционно –образовательные:

-выработать у детей чёткую и правильную артикуляцию при произнесении звука С ;

-познакомить с характеристикой звука.

- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

2. Коррекционно - развивающие:

- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики;

- развитие фонематического слуха, навыков слогового  анализа слов;

- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в начале слов.

- развивать физиологическое дыхание, мелкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата, слуховое внимание, память, мышление, речевое дыхание; умение согласовывать движения с речью, чувство темпа, ритма,

3. Коррекционно -  воспитательные.

- воспитание контроля за своей речью; развитие чувства товарищества.

Оборудование. Игрушки животных, схема профиля артикуляции, корзинка, щётки – ёжики, стаканчики с водой, трубочки, карточки синего цвета, игра «Колумбово яйцо», песочница, песок.

Ход занятия:                                                                                                                                                                                                                            

I. Вводная часть.

1.Организационный момент. Дети входят в кабинет логопеда.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня такой замечательный день! Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Логопед произносит текст, дети выполняют движения.

Здравствуй, друг!

Дети поворачиваются вправо – влево и машут рукой

Здравствуй, друг!

Становись скорее в круг!

Вытягивают руки вперёд

Свою руку другу дай

Берутся за руки

Хоровод наш начинай

Поднимаем руки вверх.

Хорошо нам видно всех

Идут по кругу, подняв вверх сцепленные руки.

Руки вниз мы опускаем

Останавливаются, опускают руки.

 И друзей мы называем!

Здравствуй, …

Называют имя ребёнка, он проговаривает по слогам и отхлопывает слово

здрав – ствуй - те

Логопед. А сейчас мы вспомним формулу правильной речи.

Каждый день всегда, везде-

На занятиях, в игре

Ясно, чётко говорим,  

Потому что не спешим.

Садимся на свои места.

II. Основная часть.

В гости к нам приходил  Лунтик. Он принёс для нас корзиночку с разными играми. Посмотрите, волшебные трубочки, поиграем с ними.

1.Дыхательная гимнастика: «Волшебные трубочки». Дети сидят прямо, делают глубокий вдох носом и через трубочку выдыхают воздух в стакан с водой. (Обращается внимание на звук, который издают пузырьки).

Логопед.  А сейчас сделаем гимнастику для нашего Язычка

2.Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1до 5-10.

«Лопаточка»

Поперёк улыбки лёг –

Отдыхает язычок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержать в таком положении под счёт от 1до 5-10.

«Горка»

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1до 5-10.

«Чищу зубки»

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Логопед. Язычок долго сидел в своём  закрытом домике. Надоело ему так сидеть, открыл домик и запел: И-И-И.  Он стал широким, прижал хвостик к крылечку, быстро закрыл домик, сильно подул, пустил холодный ветерок: С-С-С (Дети подставляют руку ко рту, чтобы почувствовать холодный выдох, как – будто вода из крана льётся).    

Логопед. Лунтик был расстроен, так как спустило колесо его самоката.

Поможем ему накачать колесо.

3.Дидактическая игра «Насос». Дети садятся прямо, делают глубокий вдох носом и медленно выдыхают через рот, на выдохе произносят: С – С - С.

Логопед. Колесо мы накачали, Лунтик будет доволен.

4.Характеристика звука.

Когда произносим звук С, что делают губы?

Дети. Губы улыбаются, видны зубы.
Логопед.   Куда спрятался кончик языка?

Дети. (кончик языка спрятался за нижние зубы).
Логопед.  Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая?

Дети. Холодная.

Логопед. Попробуем его петь. Что происходит?

Дети. Звук встречает преграду.

Логопед.  Гласный он или согласный?

Дети. это согласный звук.
Логопед. Мягкий или твёрдый?

Дети. Твёрдый.

Логопед.Какой фишкой будем обозначать звук С?

5.  «Поймай звук [с]»

Логопед. Поднимите синюю карточку, если услышишь звук [с]:

С, п, м, с; са, ма, ва, су; ас, ам, ус, оп; Саня, Соня, дом, коса, вода, молоко, лес, колесо.

5.Дидактическая игра «Повтори за мной» (Дети повторяют за логопедом, чётко артикулируя звук [С]).

са – со – со                                          сы – са – со                    су – сы - са

су – са -са                  со – са - сы                   са –са – со

6. Проговаривание чистоговорок с отстукиванием логопедическими щётками – ёжиками.

Са-са- са, под кустом сидит лиса.

Ис-ис-ис - в лесу много лис.

Со-со-со, хвост лисы как колесо.

Ос-ос-ос - на поляне много ос.

Су-су-су, не боимся мы лису.            

Ус-ус-ус - у Сони много бус.

Сы-сы-сы, есть лисята у лисы.

Ас-ас-ас - у Сони ананас.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

7.Физкультминутка  «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.                (Дети встают в круг, руки над головой в  кольцо.)

Дунул ветер – полетели.        (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели,                (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели,                (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил                (Покружились.)

И на землю опустил.                (Присели.)

8 Логопед.  Лунтик  любит сочинять стихи.  А чтобы ему было легче, подскажите последние  словечки.

  • Динь-дон, динь-дон

            В переулке ходит… (слон)

  • Рыщут по дороге 

             Слоны и … (носороги)

  • Эй, не стойте слишком близко –

            Я тигренок, а не … (киска)

  • На дне реки усатый сом

            Сладко спит и видит… (сон)

  • Чтобы ноги отдохнули,

            Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Игра с песком.

Логопед.  Лунтик приготовил для нас песочницы. И приглашает поиграть вас с песком. Давайте вспомним правила работы в песочнице.

Дети.

- Не сыпать песок;

- Не разрушать чужие постройки;

 - По окончании работы каждый убирает за собой игрушки, разглаживает песок: ему        ведь тоже надо отдохнуть.

Логопед.   Поздороваемся с песком. Положите ладошки на него и повторяйте за мной.

Мы капусту рубим,

Дети стучат ребром ладони по песку.

Мы капусту трём,

Сжимают кулачки, проводят им и по песку.

Мы капусту солим

Набирают песок в ладони и высыпают его струйкой.

Мы капусту жмём

Кладут ладони на песок, сжимают и разжимают ладони.

Мы попробуем капусту,

Скажем: «Вкусно».

Отряхивают ладони.

Логопед.   В ваших песочницах Лунтик спрятал игрушки, найдите  и назовите их.

(В песок неглубоко закапывается игрушка. Дети называют свои игрушки).

Логопед.   Чем похожи все эти игрушки?

Дети. В названии всех игрушек есть звук [С].

Логопед.   Сколько частей – слогов в слове собака ….

Нарисуйте на песке столько кругов, сколько слогов в названии вашего животного.

Знакомство с буквой С.

Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С.  На что она похожа?

Дети: Буква С похожа на месяц.

Логопед:

-Давайте сложим ее из пальцев.

-Напишите на воздухе

 Напишите на песке  

Выложите её из камешков.

Молодцы, уберите камешки, разгладьте песок, пусть он отдыхает.

Логопед.   Лунтик нам оставил Колумбово яйцо. Сложите из геометрических фигур, животное, которое пряталось у вас в песке.  Молодцы, у всех получилось.

III. Заключительная часть

Итог занятия.        

- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Что вам понравилось больше всего?

Вы сегодня все старались, вы большие молодцы! 

Я думаю, что Лунтику понравилось бы то,  как вы занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» в младшей группе

«Большая стирка»(используя элементы методики М. Монтессори)Программное содержание1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;2. Поддержать стремление ребенка активно вступать в ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВМЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 1 «КАПИТОШКИ» воспитатель Дзюбинская Т.М.

Закрепить и уточнить знания и представления детей о диких и домашних животных, птицах, насмекомых, овощах и фруктах; о временах года. Использование элементов методики Марии Монтессори на занятии....

Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори

Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори...

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка».

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка».Предлагаю вам конспект НОД с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка»...

Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....