Лексическая тема "Лес.Грибы.Ягоды." старшая группа
картотека по логопедии (старшая группа)

Представлен матенриал для взвимосвязи учителя - логопеда и воспитателей в рамках лексической темы "Лес.Грибы.Ягоды." в старшей группе для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les._griby_yagody._starshaya_gruppa.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды»

Существительные: боровик,  подосиновик, подберёзовик, мухомор,  лисичка,сыроежка,   гриб,   ножка,  шляпка,   лес,   поляна,  пень, корзина,   маслёнок,   опёнок,   моховик,   груздь,   рыжик, волнушка,   поганкагрибница,   чаща,  

лукошко,   грибник, клубника,   смородина,   крыжовник,   малина,   черника, брусника, морошка, клюква, земляника, компот, варенье.

Глаголы:расти,   стоять,  прятаться,   краснеть,  вырастать,  варить, собирать,   готовить,   резать,   сушить,   солить,   мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный,   червивый,   грибной   (дождь,   лето,  поляна, год),  малиновый,клубничный,   черничный,   брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия: рядом, далеко, близко.

Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение на дыхание:

«Вдыхаем запах леса»

И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

 Шли-шли, к «Мишкиной берлоге» подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнения для губ и щек.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, «улыбнемся друг другу и лесным обитателям». Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). 5 раз счет до 5

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.  5 раз счет до 5

Упражнения для языка.

«Язычок в чащобе». Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. 5 раз счет до 5

«Пролезаем  через  бурелом». Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. 5 раз счет до 5

«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

«Почистим зубки». Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались. 4 раз с отдыхом.

 

Пальчиковая гимнастика

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплести пальцы обеих рук)

Мухомор красный – гриб опасный. (поочередно загибают по одному пальцу)

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

 

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!

Лексико- грамматические упражнения

1. Игра «Что где растет?»

Свекла, земляника, подберёзовик, картофель, лисички, малина, груша, огурец, клюква, черника, помидор, яблоко, боровик, слива и т.д. (На грядке, на дереве, в лесу)

2. Поиграйте в игру « Какое варенье», «Какой сок или компот»:

малина – малиновое варенье, малиновый компот

черника – черничное варенье, черничный компот

земляника – земляничное варенье, земляничный сок

клюква – клюквенное варенье, клюквенный сок

брусника – брусничное варенье, брусничный сок

3. Сосчитай:

1 опёнок, 2, 3, 4, 5.

1 малинка, 2, 3, 4, 5.

1 подосиновик, 2, 3, 4, 5.

1 брусничка, 2, 3, 4, 5.

4. Закончи предложения словом — действием:

 Ягоды с веточек (что делают) …

 В корзину ягоды        …

 В стакан сок      ………

 Люди в лесу грибы и ягоды     …

 Из ягод сок     ……

 Из грибов суп     …

5. Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек.        Один опенок - много опят.      

Один мухомор – много…                      Одна поганка – много…     

Один гриб – много…                             Одна шляпка – много…       

Одна ножка – много…                           Один подосиновик – много…

Один подберезовик – много….             Одна лисичка -много….

Одна ягода - много...                             Одна слива - много...     

Одна земляника - много ...                    Одна малина - много....

6. Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.   Если грибы посолить они будут….

7. Придумывать загадки-описания о лесных ягодах.

Например:

•Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)

Придумывать загадки-описания о грибах. 

Например:

•Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)

Рекомендуемая литература

Е. Трутнева «Грибы»

В. Катаев «Грибы»

А. Прокофьев «Боровик»

Я. Тайц «Про ягоды».

С.Л. Прокофьева «Сказка о первых грибах»

М. Шолохов «Чудесные Ягоды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме "Насекомые" для подготовительной группы ДОУ

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.

Лексическая тема «Транспорт»Виды деятельности: игровая, коммуникативнаяЦели:1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических...

Примерный перечень лексических тем для детей старшей группы - ОНР

Годовой план занятий по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Домашние задания по лексическим темам для младшей логопедической группы

Домашние задания по лексическим темам для детей младшей логопедической группы (3-4 года). В каждое задание включены упражнения на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие общих рече...