«В гости к бабушке Варварушке»
план-конспект занятия по логопедии

Мозалева Елена Николаевна
Цель: Представление детей о традициях русского народа и предметах утвари русской избы. 
 
Задачи: 
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, сундук, самовар, чугунок, ухват);
 - Обогатить словарь детей народными загадками, частушками, новыми словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугун, прялка, самовар). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gosti_k_babushke_varvarushke.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

     

       Тема: «В гости к бабушке Варварушке»  

Цель: Представление детей о традициях русского народа и предметах утвари русской избы.

Задачи:

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, сундук, самовар, чугунок, ухват);

 - Обогатить словарь детей народными загадками, частушками, новыми словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугун, прялка, самовар).

Словарная работа: ухват, прялка, чугун, самовар, печь.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: музей на базе ДОУ с предметами быта: печь, лавка, стол, старинная посуда, прялка, сундук и др., записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяюшки, чай, блины.

Роль бабушки исполняет педагог.

Ход занятия:

Логопед, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей.

Логопед:

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям.

Логопед:

Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

В моей горнице много интересных и не известных вам  вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка.

«Прячет бабушка в нём вещи, сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите, этот шкаф зовут …» (сундук).

Правильно, это сундук. Посмотрите сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей: рушники, сарафаны. Дети, а отгадайте, что у меня ещё есть.

«Мы в лесок шагаем с мамой.

 Я как груздь надел панаму.

А на маме как цветок

 Яркий ситцевый…» (платок).

Логопед:

Правильно это платок. Молодцы детушки, посмотрите, какие красивые платки в нём хранятся. Давайте мы оденем на девочек платочки. (одевают под русскую народную музыку платки). Какие красавицы наши девочки в этих платочках. У меня и для мальчиков кое – что есть в моём сундучке (достают рубашки и одевают на мальчиков). Какие у меня вы хорошие, да пригожие. А хотите поиграть в игру «Горелки».

Дети играют в русскую народную игру «Хлопай – топай»

Дети стоят или сидят в кругу.  

Логопед задает вопросы, а дети отвечают хлопками или притопами.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте - нет, нет!

Постоянно нужно есть,

Для здоровья важно:

Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу.

Дети хлопают.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.

Дети топают - нет, нет.

Зубы вы почистили и идите спать.

Захватите булочку сладкую в кровать.

Дети топают - нет, нет.

Логопед:

Вот мы поиграли, повеселились. Энергией зарядились.

Звучит мяуканье кошки.

Логопед:

Ой, а кто это к нам пришёл? (Котик). Правильно, это котя- коток - котя серенький лобок. Вот только он где – то спрятался. Я вам дам подсказку. Где он может прятаться. А вы попробуйте его найти:

«Стоит изба из кирпича.

То холодна - то горяча» (печь).

Логопед:

Правильно, печь, посмотрим, там ли наш котик? Ой, тут, пришёл на вас таких нарядных посмотреть, да на печи погреться.

«Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток

Дремлет котик на печи,

Ждёт румяны калачи».

Логопед:

Пусть котик греется на печи. А вы подумайте и скажите. Для чего в избе нужна печь? (тепло, готовили еду). В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. Посмотрите, что в печи у нас стоит:

«Книзу узок, верх широк, не кастрюля …» (чугунок).

Какие вы молодцы, все загадки отгадали, а возьму – ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи (дети говорят, что нельзя, руки можно обжечь).

«Из русской печи кашу тащи,

Чугунок очень рад, что схватил его…» (ухват).

Правильно, мои дорогие, из печи чугуны нужно доставать ухватом так удобно и не обожжёшь руки. А вот это о чём загадка?

«Выпускает жаркий пар Древний чайник ...» (самовар).

Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка.

Даже пословица была «Делу время - потехе час».

Давайте послушаем русскую народную песню «Метелица».

Понравилась вам песня, ребята? А сейчас мы послушаем частушки в исполнении наших ребят.

Частушки в исполнении ребят.

Кто сказал – частушки вроде.

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Здесь народу очень много

Можем растеряться.

Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват,

По полу запрыгают.

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Логопед:

Ой, молодцы, ребята, хорошо частушки пели. Вот и повеселились, размялись немного. А теперь милые мои ребятушки я приглашаю вас к столу попить чаю из моего самовара с блинами из моей русской печи.

Дети пьют чай с блинами.

Логопед:

Понравился ли вам чай с блинами? (понравился) А у меня в избе понравилось? Вы у меня молодцы познакомились с новыми вещами в моей избе. Я сейчас проверю вас, запомнили ли вы как называются предметы в моей избе. (Бабушка Варварушка показывает предмет, а дети вспоминают, что это за предмет и для чего служит). А теперь нам с вами надо расставаться. Очень рада была с вами повидаться. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

«В гостях у бабушки Варварушки»

Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

в гости к бабушке Варварушке.

Развлечение по русскому развитию речи для старшей группы....

Фольклорное осеннее развлечение во второй младшей группе. «В ГОСТИ К БАБУШКЕ-ВАРВАРУШКЕ»

Знакомcтво   малышей с русским народным творчеством; исполнение   народных  песен, плясок, игр....

Развлечение на тему "В гостях у бабушки Варварушки"

  Программное содержание: Внедрение в жизнь детей устного народного и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...