Создание коррекционно-развивающей среды в группе для детей с речевыми нарушениями
презентация по логопедии
Презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды ДОУ можно выделить :
Коррекционно - развивающая среда в ДОУ является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать: структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при взаимодействии с окружающей средой; соответствие коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей; обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности; организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития», для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»; меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам : – артикуляционная гимнастика в картинках (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах ).– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ; – дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ; – высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др … – фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например: игры с парными карточками З. Т. Бобылевой ; – звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д .) – лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ; – грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ; – связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ; – грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
В группе для детей с нарушениями речи «Центр речевого развития» включает обязательно раздел по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на следующие зоны : • Зону лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов). • Зону формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения). • Зону развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа , сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования ).
На формирование художественного вкуса детей существенное влияние оказывает музыкальное воспитание. В «Центре искусства (музыкальном)» главным действующим лицом выступает сам ребенок: он может прослушивать понравившиеся ему произведения, играть на музыкальных инструментах, проводить музыкальные занятия со сверстниками или с игрушками. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. «Театральная студия» должна быть в каждой возрастной группе, где дети разыгрывают спектакли, драматизируют сказки, разворачивают режиссерские игры. Этот центр представляет собой сказочный домик (или ширма) с набором кукол – героев сказок. В работе с детьми данный комплекс материалов позволяет использовать приёмы сказкотерапии . При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев.
Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами. С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса. Дети сами подходят к логопедическому уголку: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
В центре речевого развития следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.
В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок , также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию , артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
Использование ИКТ
Выводы : В коррекционно-развивающей среде в группах необходимо организовать зонирование пространства, это создаёт все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"
Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ Обс...

«Использование современных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками 5-7 лет, имеющими речевые нарушения»
Педагогический опыт....

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в младшей группе для детей с функциональным нарушением зрения.
Конспект занятия в младшей группе для детей с функциональным нарушением зрения на формирование сенсорных эталонов. На занятии реализуются задачи по развитию сенсорного восприятия детей с функциональны...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....

Презентация. Создание коррекционно-развивающей среды в группе для детей с речевыми нарушениями.
laquo;Создание коррекционно-развивающей среды в группе для детей с речевыми нарушениями...

Презентация на тему "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в создании музыкальной развивающей среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"
ЦельСоздание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей.Создание условий для успешного устранения речевого дефекта, для преодоления отставания в речевом развитии....