СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ ДОМА
статья по логопедии
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.
Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.
У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ ДОМА
Подготовила: Скомаровская И.А., учитель-логопед
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.
Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.
У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ.
По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?
Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ГРАВИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Основная цель данных упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.
Вестибулярное раскачивание
Материал: доска-качалка с мягким верхом, вестибулярная доска, скамья-качалка, лодка-качалка, кресло-качалка
Ход упражнения: посадите ребенка на качалку. Попросите его взяться обеими руками за стороны качалки. Предложите ему покачаться несколько минут вперед-назад.
При необходимости помогите: даже если раскачивать качалку будете вы, ребенок извлечет пользу из этого упражнения.
«Покачай головой»
Ход упражнения: ребенок должен знать понятия «да» и «нет» и правильно отвечать, качая или кивая головой. Удостоверьтесь, что ребенок удобно сидит на полу или на стуле. Задавайте ему шуточные вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» (например: «В классе идет снег?», «Ты любишь есть мороженое на завтрак?»). Попросите его отвечать с помощью движений головы. Позвольте ему самому решать, сколь долго он сможет кивать и качать головой.
«Прыгаем как животные»
Материалы: гимнастический коврик или другая мягкая поверхность, мягкие игрушки – животные
Ход упражнения: попросите ребенка встать на мягкую поверхность, например на гимнастический коврик или ковер. Он должен выбрать животное, прыгать, как это животное, и изображать его голос и повадки (он может вести себя как кролик, изображая руками длинные уши; как кенгуру, прижимая к животу мяч вместо кармана; как обезьяна, почесываясь и издавая звуки). Помогите, если это необходимо.
Варианты проведения: ребенок может прыгать по комнате, следуя за педагогом, другим учащимся или источником звука (держась за плечо проводника).
«Кто меня толкнул»
Ход упражнения: посадите ребенка на пол и попросите его вытянуть ноги вперед и положить расслабленные руки на колени. Прошагайте» пальцами вверх по телу ребенка от ступней до плеч. Дойдя до плеч, слегка толкните его вправо, влево, вперед или назад. Ребенок должен восстановить равновесие.
«Прыгаем на мяче»
Материал: гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры – выберите подходящий для ребенка размер (ему должно быть удобно сидеть, поставив ступни на пол).
Ход упражнения: предложите ребенку сесть на гимнастический мяч, поставив ноги на пол и положив руки на мяч по бокам. Попросите ребенка попрыгать вверх и вниз пять-десять минут, не падая с мяча.
«Поймай меня»
Ход игры: ребенок выполняет падание на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами.
«Перейди через пропасть»
Ход игры: под присмотром взрослого ребенку предлагается перейти с одной возвышающейся поверхности на другую, не становясь на пол.
«Перелезание через стулья»
Ход игры: ставится 2 стула спинками друг к другу, ребенку необходимо перелезть с одного стула на другой. Упражнение хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу.
«Колечко»
Ход игры: дети, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки из пальцев. Внезапно водящий командует: «Без среднего! – и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т. д.
Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
«Ухо и нос»
Ход игры: эту игру можно провести, сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носах и ушах.
Игры с мячиком. Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное – несъедобное», «я знаю…».
«Ходьба по линии»
Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.
Ход игры: дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ходу упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, педагог замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например, «Мы стараемся заступать точно на линию».
Игры и упражнения для развития моторного планирования.
Игры и упражнения на развитие системы моторного планирования, как правило, включают в себя последовательность действий и движений.
«Делай как я»
Ход упражнения: попросите ребенка повторять за вами движения: прыгать, вращать руками, бегать на месте, выполнять глубокие приседания, похлопывать себя по голове, прикасаться к пальцам на ногах и т.д. При необходимости помогите ребенку.
«Полоса препятствий»
Материал: стулья, столы, подушки, мягкие модули.
Ход упражнения: составьте полосу препятствий из различных предметов, которые нужно обходить, перешагивать или перелезать. При необходимости помогите ребенку пройти через полосу препятствий. Следите за соблюдением техники безопасности.
Варианты проведения:
- Пройдите маршрут в обратную сторону.
- Изменяйте элементы полосы препятствий.
- Изменяйте способ прохождения маршрута: ползком, на коленях, вприпрыжку
«Ходим как животные»
Ход упражнения: попросите ребенка пройти по комнате так, как это сделали бы разные животные: попрыгать как кролик или кенгуру, проскользить как змея, пройти на четвереньках как собака или кошка, пройти боком как краб, пройти вразвалку как утка и т.д. При необходимости помогите ребенку. По мере освоения упражнения, можно усложнять маршрут движения.
«Квадратные коврики»
Материал: несколько отрезков ковролина размером 30x30 см (при работе со слабо видящими детьми выберите ковролин контрастного по отношению к полу цвета); слуховые подсказки (используйте щелкающее или пищащее устройство, хлопайте или щелкайте пальцами.
Ход упражнения: составьте прямую дорожку из ковриков, положив их на равных расстояниях друг от друга. Попросите ребенка перешагнуть на другой коврик, предоставляя при необходимости слуховые подсказки. Проведите ребенка до конца маршрута. При необходимости помогите ему.
Варианты проведения:
- Предложите ребенку прыгать с одного коврика на другой.
- Предложите ему прыгать с коврика на коврик на одной ноге.
- Изменяйте расстояние между ковриками.
- Изменяйте маршрут.
- Предложите ребенку пройти по маршруту спиной вперед.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом.
«Поймай игрушку»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка.
Ход игры: педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. Можно использовать игрушки различной фактуры.
«Чудесный мешочек»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.
Ход игры
1. В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2. «Определи на ощупь» – в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).
Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый– тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т. д.
«Узнай фигуру» – на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Платочек для куклы»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
Ход игры: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.
Ход игры: Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай предмет по контуру»
Ход игры: ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей дома"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-785960-1584881209.jpg)
Песочная терапия дома: 7 интересных и полезных игр с песком
Почему стоит устраивать песочные игры дома...
Как организовать музыкально-сенсорное развитие ребенка дома
Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способносте...
Презентация «Сенсорно-интегративная терапия, часть 1».
Сенсорная интеграция - это способность человека воспринимать информацию, поступающую от органов чувств, определять наиболее важную информацию, анализировать, вырабатывать необходимую ответную реакцию....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/27/picture-1382432-1701094406.jpg)
консультация для родителей на развитие сенсорных способностей детей, дома и на улице.
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательн...