Речевое развитие с помощью артикуляционной гимнастики.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Музафарова Венера Батыровна

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика:взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

  • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
  • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
  • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
  • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
  • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
  • наблюдается обильное слюнотечение,
  • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнатьу логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.


Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 5-6 лет с помощью артикуляционной гимнастики и мелкой моторики».

  «Развитие речи детей 5-6 лет с помощью    артикуляционной гимнастики и  мелкой...

"Преодоление речевых нарушений с помощью артикуляционной гимнастики"

Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое.Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без к...

Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформированы требования, которые необходимо предьявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушений звукопроизношения....

Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушениях звукопроизношения....

Методическое логопедическое пособие для диагностики иннервации речевого аппарата и проведения артикуляционной гимнастики «Лисичка»

Методическое логопедическое пособие для проведения обследования иннервации речевого аппарата и артикуляционной гимнастики «Лисичка» разработано для образовательной деятельности детей старш...

Картотека игр по речевому развитию с элементами артикуляционной гимнастики

В данной картотека включает в себя:Игра «Звуковая дорожка»Сказка « Веселый язычок»Сказка «Поспешили – насмешили»Игра «Какое слова потерялось»Игра ...

Консультация для педагогов на тему "Профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников" + картотека артикуляционных гимнастик

Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речев...