МЕТОДИЧЕКАЯ РАРАБОТКА «РЕЧЕВЫЕ КУБИКИ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Пособие речевые кубики можно отнести к современной образовательной технологии, а именно к речевым технологиям, так как использование кубиков может применяться в практике как с неговорящими детьми для вызывания речи, так и с дошкольниками для становления грамматического строя речи, совершенствования фонематического слуха, развития их творческих способностей (словотворчества), расширения словарного запаса, развития связной речи и повышения уровня коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rechevye_kubiki.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕКАЯ РАРАБОТКА «РЕЧЕВЫЕ КУБИКИ»
Актуальность: Пособие речевые кубики можно отнести к современной образовательной технологии, а именно к речевым технологиям, так как использование кубиков может применяться в практике как с неговорящими детьми для вызывания речи, так и с дошкольниками для становления грамматического строя речи, совершенствования фонематического слуха, развития их творческих способностей (словотворчества), расширения словарного запаса, развития связной речи и повышения уровня коммуникативных навыков.
Цель: Расширение представлений специалистов об нестандартном и многообразном использовании пособия «Речевые кубики» и повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи: Познакомить педагогов с дидактическим пособием «Речевые кубики»; Рассказать о преимуществах использования речевых кубиков в ходе практики.
Оборудование: Картинный материал, раздаточный материал, речевые кубики.
В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом, на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг-другу. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.
Мы решили показать свое видение на включение речевых кубиков в ход комплексного занятия по теме «Семья».
Для формирования познавательного интереса и активизации внимания, мы предлагаем детям отгадать загадки о погоде, используя кубик «Время суток и погода», чтобы собрать части пазла и узнать, кто живет в доме. Подразумевается, что с детьми заранее велась работа по дифференциации признаков определенных погодных явлений, поэтому по мере отгадывания загадок педагог вручает детям детали пазла. Либо, если это интерактивная форма занятия, мы видим, что как только дети отгадали все загадки на экране сложится пазл с изображением наших главных героев занятия. Попробуем отгадать несколько загадок вместе с педагогами, чтобы сложить пазл:
Бродит одиноко
Огненне око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает (солнце).
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось
С неба на землю свалилось (снег).
Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом.
Я зажмурила глаза,
Что на улице? (гроза)
Мы просим детей подкинуть кубик «Семья» и рассказать, кого дети видят на грани кубика, где находится и чем занимается этот член семьи, глядя на сюжетную картину.
Например, Это мама. Мама сидит на стуле. Мама играет на пианино.
Заметим, что кроме людей на картине есть домашние животные. Котик по кличке Том хочет поиграть в прятки. Задача детей, используя кубик «Пространственные предлоги» объяснить где находится кот, относительно шкафа и подобрать подходящую грань кубика.
Далее обращаем внимание детей на мальчика, играющего в кубики на ковре. Говорим, что он мечтает стать настоящим фокусником и придумал волшебные предметы для каждого из своих родных. Но они куда-то подевались, и он расстроился, давайте узнаем, какое у мальчика настроение и, возможно, тогда волшебные предметы найдутся. Игра называется «Лото», наша цель – это подбор пиктограммы на кубике «Эмоции» к аналогичному картинному материалу.
А вот и нашлись волшебные предметы. Наш юный фокусник подумал, что если у папы будут сапоги-скороходы, то он не никогда не опоздает на работу, а маме, к примеру, нужен чудесный горшочек, чтобы еда сама готовилась, и мама не уставала. Для этой подвижной игры мы придумали стихи с привлечением кубика «Волшебные предметы». Дети могут стоя в кругу, перекидывать кубик друг-другу. Когда ребенок увидит какой волшебный предмет ему достался, его задание – провести физминутку.
Обращаем внимание на девочку, сидящую на диване с книгой. В руках у нашей девочки книга не простая, а магическая книга, которая поведает про все на свете. А в книге есть необычные существа, мы можем спрятать кубик в коробку, потрясти ее и отвечать на вопросы того незнакомца, который выпадет нам или узнавать о его мире что-то новое, отгадывать загадки, а возможно и рассказать ему о нашем мире и обучать элементарно-бытовым навыкам, которыми люди владеют на Земле. Мы предлагаем детям игру «Небылицы. Незнакомцы хотят запутать наших маленьких исследователей, говоря недостоверные факты о своем мире, задача детей найти и исправить ошибки.
Например, Солнце светит ночью. Космонавты летают на метле.
Настало время приключений! Наша семья решила отправиться в путешествие на транспорте. Здесь ведется работа по развитию фонематического слуха у детей – это прослушивание и узнавание неречевых звуков средств передвижения, дети должны определить на каком транспорте наша семья путешествует и показать нужную грань кубика. Также можно провести подвижно-речевые игры или просто словесную игру с распределением транспортных средств по видам.
Например, Это летит самолет. Он летит по небу. Самолет - это воздушный вид транспорта и т.д.
На чем мы только не летали, не ездили и не плавали! А куда же мы попали? Для игры «Неиспорченный телефон» нам необходим кубик «Место действия». Дедушка хочет узнать куда мы отправились и где мы. В этой же игре может проводиться работа по составлению числового ряда и по формированию элементарно математических представлений у детей, к примеру, перед ребенком лежит ряд цифр, которые нужно набрать на циферблате телефона. Взрослый бросает кубик ребенку и спрашивает его, взяв на себя роль дедушки: «Алло, Катя, ты где?». Ребенок отвечает: «Я на Северном полюсе!» и т.д.
На сюжетной картинке мы видим маму, которая играет на пианино. Вместе с мамой мы можем поработать над выразительностью речи - пропеть фразы, скороговорки или стишки, меняя при этом интонацию, высоту голоса, громкость и темп речи. Поиграем с педагогами и проговорим чистоговорку.
Наш папа работает врачом, но когда он был маленьким он мечтал стать и моряком. Предлагаем детям рассмотреть изображения людей разных профессий, акцентируя внимание на одежде людей, инструментах, используемых в деятельности.
После просматривания иллюстраций, мы просим ребенка, опираясь на схему, составить описательный рассказ. Можно вынимать кубики из мешочка и попросить одного из детей описать профессию, не называя ее, задача других игроков – угадать.
Пройдя все этапы работы с кубиками - от расширения и активизации словаря до артистических опытов - вы вместе с детьми подойдете к главной цели: будете легко придумывать истории и связно и выразительно их излагать, научитесь внимательно слушать собеседника и вести диалог, научитесь фантазировать и самовыражаться. Мы видим, что вариантов обыгрывания данного пособия неограниченное множество и надеемся, что наш взгляд на использование кубиков откроет новые возможности их применения и сочетания с другими пособиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебно-методическое пособие Серия «Речь: плюс» «Речевые кубики» Руководство для педагогов и родителей Под редакцией Т.И. Гризик: ООО «Издательство «Национальное образование», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".
Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...
Многофункциональное учебно-развивающее (коррекционное) дидактическое пособие «Речевые кубики»
рекомендации...
Многофункциональная игра «Речевой кубик»
Данная игра предназначена для детей подготовительной группы.В ходе проведения данной игры будет расширяться словарный запас детей, совершенствоваться: грамматический строй речи и связная речь, фонемат...
Речевые кубики для детей дошкольного возраста
Направленность: речевое и познавательное развитие. Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Цель:Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавател...
Речевой кубик – « Рассказик».
Речевой кубик – « Рассказик».Направленность: речев...
МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»
Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)Презентация к мастер- ...
Буклет для педагогов и родителей "Речевые кубики" и "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Буклет знакомит с формами работы по развитию связной речи при помощи "Речевых кубиков " и "Кубиков историй". Благодаря удобному формату может использоваться как раздаточный материа...