Как работать над звукопроизношением детей 5 года жизни
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)
У пятилетнего ребенка способность воспринимать и произносить звуки становится более совершенной. Постепенно исчезает смягченное произношение согласных. Многие звуки ребенок произносит правильно и четко. Но произношение отдельных звуков у детей еще не сформировано. На уроке расскажем, с чего начать работу над звукопроизношением детей пятого года жизни и как строить занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.74 МБ |
![]() | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение
Как строить работу над звукопроизношением Важно обучение проводить как на занятиях, так и вне их! Определяйте количество занятий у ровнем развития ребенка. Начните работу над трудными звуками – СВИСТЯЩИМИ И ШИПЯЩИМИ. Показ артикуляции сопровождайте объяснением в образной форме через чтение сказок или рассказов.
Как сделать переход к новому этапу? Давайте детям четкие указания в образной форме!
Со 2 половины учебного года вводите объяснение артикуляции - какое должно быть положение у органов: вырабатывайте у детей привычку слушать и смотреть , как произносит воспитатель, чтобы затем подражать ему. Усложняйте структуру занятия!
Объяснение артикуляции повышает интерес детей, что стимулирует процесс овладения навыком! Обязательно закрепляйте на занятиях постановку органов артикуляционного аппарата и непосредственно само произношение . УПРАЖНЕНИЯ:
Какие упражнения формируют у детей фонематическое восприятие?
Особое внимание уделяйте… Проводите индивидуальную работу с детьми, которые имеют дефекты в произношении звуков. Планомерно, систематично, в соответствии с этапами обучения звукопроизношению, с учетом индивидуальных особенностей детей! Воспитывайте умение пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями.
Как строить занятие по обучению звукопроизношению? Постановка задачи – демонстрация и пояснение артикуляцию звука + упражнения на его отработку с детьми. Упражнения на закрепление произношения звука в словах. НО длительное повторение бессмысленных звукосочетаний непонятно и неинтересно ребенку , быстро утомляет его. Лучше упражнения проводите в форме игры ! 3. Хоровое произношение, насыщенное отрабатываемым звуком. Можно добавить изменения силы голоса . Важно подбирать материал так, чтобы его можно было отработать: произношение звука и выработку дикции .
Заключение
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Как работать над звукопроизношением детей пятого года жизни
Слайд 2.
У пятилетнего ребенка способность воспринимать и произносить звуки становится более совершенной. Постепенно исчезает смягченное произношение согласных. Многие звуки ребенок произносит правильно и четко. Но произношение отдельных звуков у детей еще не сформировано. На уроке расскажем, с чего начать работу над звукопроизношением детей пятого года жизни и как строить занятия.
Слайд 3.
Как строить работу над звукопроизношением
Обучение проводите на занятиях и вне их. Специальные занятия, рекомендуется, проводить один-два раза в месяц. Однако важно, рассчитывая количество занятий, учитывать уровень развития речи самих детей.
С детьми 5 года жизни можно начинать работу над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими. Показ артикуляции сопровождайте объяснением в образной форме путем рассказывания сказки или чтения рассказа.
Слайд 4.
Как сделать переход к новому этапу
В интересной детям форме дайте четкие указания в отношении артикуляционного уклада.
Например, можно включить в «Сказку веселого язычка» рассказ о звуке. Познакомьте детей со звуком! Связывайте его с конкретным образом. Например, «з-з-з» – песня комара, «ж-ж-ж» – жужжание жука, «с-с-с» – вода льется из крана.
В образной, доступной форме сказка дает детям ясное представление об артикуляционном укладе. Дети подражают действиям педагога: вытягивают губы, растягивают их в улыбку и т. д.
Слайд 6.
Систематически поясняйте, какое должно быть положение у органов артикуляционного аппарата. Это вырабатывает у детей привычку не только слушать, но и смотреть, как произносит воспитатель, чтобы затем следовать образцу. Поэтому со второй половины учебного года при постановке и закреплении шипящих и сонорных [л], [р] вводите объяснение артикуляции и усложняйте структуру занятия.
При обучении звукопроизношению опирайтесь на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический. Слух дает ребенку возможность воспринимать речь окружающих и контролировать собственное произношение.
Слайд 6.
Показывайте детям, как правильно произносить звуки. Здесь подключайте объяснение артикуляции. Объяснение помогает ребенку осознать положение губ, зубов, языка при произнесении звука, а показ – увидеть положение органов артикуляции. Показ дает детям возможность контролировать собственное произношение.
Используйте тактильно-вибрационные ощущения. К примеру, дрожание гортани при произнесении звука [ж], наличие теплой и широкой струи воздуха при произнесении [ш]. Используйте кинестетический анализатор – ощущение вибрации кончика языка при произнесении [р].
Слайд 7.
Объяснение артикуляции повышает активность детей на занятиях, вызывает интерес к артикуляции, стимулирует процесс овладения навыком.
Происходит перестройка деятельности ребенка. Перед воспитателем ставится задача –научить ребенка произносить звук. Постановка учебной задачи способствует более сознательному выполнению указаний воспитателя в процессе занятия. Этому же способствует мотивация учебной деятельности.
Проводите занятия на постановку и на закрепление звуков. При закреплении произношения звука не нужно показывать и объяснять артикуляцию. Со временем дети уже сами способны сказать, в каком положении должны быть губы, зубы, язык. Иногда достаточно напомнить: «Что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [ж]?»
Рекомендуется на занятиях по закреплению звуков проводите упражнения, которые формируют фонематическое восприятие.
Слайд 8.
Какие упражнения формируют у детей фонематическое восприятие?
К таковым относят упражнения, основанные на материале изучаемых звуков. Воспитатель дает задания:
– подберите слова с нужным звуком так, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова;
– четко назовите предложенные игрушки и отберите те, в названиях которых есть искомый звук.
Или игры с целью познания звука в слове и выделения его из слов:
– дети должны посадить в машину только тех животных, в названиях которых есть звук [с]: слон, собака;
– из предложенных картинок с изображениями животных ребенок должен отобрать те, в названиях которых есть звук [з]: коза, заяц;
– отгадывание детьми хорошо знакомых им загадок с дальнейшим определением, есть ли в названии отгадки заданный звук: «У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?» – У лисы. – «В слове лиса есть звук [с]? А в слове зверь есть звук [с]?»
Слайд 9.
В средней группе проводят индивидуальную работу с детьми, которые имеют дефекты в произношении звуков. Работу важно вести планомерно, систематично, в соответствии с этапами обучения звукопроизношению, с учетом индивидуальных особенностей детей. Также воспитывайте умение пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения.
Слайд 10.
Как строить занятие по обучению звукопроизношению
В структуре занятия можно выделить 3 части. Разберем их подробнее.
1 часть. Перед детьми нужно поставить учебную задачу, провести показ и объяснить артикуляцию звука. Затем дети упражняются в произнесении изолированного звука. Повторные упражнения на этот звук возможны и в форме звукоподражаний: шум ветра, жужжание жука и т. п.
Пример
Как провести первую часть занятия
Используйте разные анализаторы: Слуховой - «Послушайте, как я произношу звук»; Зрительный - «Посмотрите, как я говорю, посмотрите на мои губы и зубы».
!!! Акцентируйте внимание детей на выдыхаемой струе воздуха: «Если вы правильно произнесете звук [ш], то почувствуете на руке теплую струю воздуха».
Звук все дети произносят хором и несколько человек по отдельности. Вначале воспитатель вызывает детей с правильным произношением, затем – с несовершенным.
Путем таких упражнений у одних детей можно впервые вызвать звук, у других – закрепить произношение уже имеющегося.
2 часть. Дети выполняют упражнения на закрепление произношения звука в словах. Поскольку длительное повторение бессмысленных звукосочетаний непонятно и неинтересно ребенку, быстро утомляет его, упражнения проводите в форме игры. Можно использовать дидактические игры с игрушками, рассказы-драматизации, чтение и пересказ коротких рассказов на основе принципа постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками.
В этой части занятия индивидуализируйте процесс обучения с учетом особенностей произношения каждого ребенка. Тем, у кого звук еще не появился, предлагают для упражнения звукоподражания с изолированным звуком.
Пример
Как обучать правильному звукопроизношению изолированного звука [ж] на занятии
К целям занятия относятся:
– уточнять и закреплять произношение изолированного звука [ж], в словах, в связном тексте;
– развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, речевое дыхание;
– воспитывать желание научиться правильно произносить все звуки.
По плану занятия: педагог ставит учебную задачу – учиться правильно произносить звук [ж]. В доступной форме объясняет артикуляцию звука: рот слегка приоткрыт, губы округлены и вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к зубам не прижимается. Дает образец произношения.
По ходу занятия: дети произносят изолированный звук сначала хором, затем по одному. Педагог обращает внимание детей на дрожание горлышка во время произнесения звука. Можно предложить детям положить руку на горло.
1. Упражнения детей в звукоподражании
– Вы были летом в лесу? Кто там ползает по коре деревьев и летает? Кто слышал, как жужжит жук? В лесу на полянках растут цветы, над цветами летают пчелы. Как они жужжат?
2. Закрепление звука [ж] в игре «Телефон» и развитие фонематического слуха
Дети садятся на стулья в ряд. Воспитатель тихо говорит первому сидящему слова на ухо: жук, ружье, лыжи, ножик, флажок. Ребенок передает эти слова соседу и т. д. Первый, кто исказит слово, садится в конец ряда.
3. Чтение рассказа «Кошка и еж». Закрепление звука в связной речи.
– Пришли дети из леса и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал голову и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.
Вопросы по содержанию рассказа:
– Кого принесли дети из лесу?
– Кто увидел ежа?
– Что сделала кошка?
– Как защищался еж?
4. Повторное чтение и пересказ рассказа 2-3 раза.
5. Отгадывание загадок.
- Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки. (Кошка)
- Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (Еж)
- Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? (Ежу)
В конце занятия для закрепления звука создайте детям облегченные условия его произношения. Например, звук в начале слова, в сочетании с гласными. На более позднем этапе звук можно дать в разных положениях, в сочетании с согласными. Следите за правильным положением органов артикуляции детей.
3 часть. Занятие заканчивается хоровым произнесением стихов, потешек, рифмованных строк, которые насыщены определенным звуком. Произнесение можно сопровождать изменением силы голоса: громко, тихо, шепотом. Речевой материал подбирайте так, чтобы его можно было использовать для закрепления произношения звука и для выработки дикции.
Слайд 11.
Заключение
С детьми пятого года жизни можно начинать работу над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими.
Слух дает ребенку возможность воспринимать речь окружающих и контролировать собственное произношение.
Объяснение артикуляции повышает активность детей на занятиях, вызывает интерес к артикуляции, стимулирует процесс овладения навыком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми 5 года жизни»
Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающиеся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому образу жизни...
Сообщение на родительском собрании «Задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми третьего года жизни».
В данном сообщении раскрываются задачи воспитания и обучения детей третьего года жизни....

Роль дидактических игр в экологической работе с детьми четвёртого года жизни.
Анализ лиетратуры по экологическому воспитанию детей четвертого года жизни через дидактические игры...

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.
Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

Перспективный план работы с детьми второго года жизни
Перспективный план работы с детьми второго года жизни...

Организация работы с детьми третьего года жизни (из опыта работы воспитателя)
В статье автор делится своим опытом организации работы с с детьми третьего года жизни. В статье на основании возрастных особенностей третьего года жизни прописаны методы работы с детьм...