Использование комплекса дидактических игр при автоматизации сонорных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Симонова Марина Викторовна

Дидактическая игра является средством обучения дошкольников через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. 

Использование дидактических игр при автоматизации звуков позволяет сохранить интерес ребенка к занятиям, и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звуков в собственной речи во время занятия.

Использование дидактических пособий позволяет учителю-логопеду ненавязчиво, в игровой форме корректировать имеющиеся нарушения фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи у детей, способствует развитию связной речи на базе автоматизируемого звука, способствуя повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование комплекса дидактических игр при автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

«…ребенок должен играть,

даже когда делает серьезное дело.

Вся его жизнь – это игра».

А.С. Макаренко.

Цель: проводить автоматизацию звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр.

Дидактическая игра является средством обучения дошкольников через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал привлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По определению В. Н. Кругликова дидактические игры – это «вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Использование дидактических игр при автоматизации звуков позволяет сохранить интерес ребенка к занятиям, и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звуков в собственной речи во время занятия.

Цели работы: разработка комплекса дидактических игр, направленных на формирование стойких навыков звукопроизношения и повышение эффективности процесса автоматизации звуков у старших дошкольников с ОНР.

Методика коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Традиционно выделяются три этапа работы по коррекции звукопроизношения.

I. Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному произношению и воспроизведению звука.

Задачи:

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

2. Развитие речевого дыхания включает:

3. Уточнение артикуляции опорных звуков:

4. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:
5. Развитие мелкой моторики

II Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

  1. Постановка звука

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка произношения изолированного звука.

  1. Автоматизация звука

Цель: научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Содержание работы: составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, чистоговорки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить когда усвоен предыдущий.

3. Дифференциация звуков

Цель: научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: Сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков в речи. Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.

Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков

Цель: достичь правильного произношения уже поставленного звука изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Содержание работы: составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, чистоговорки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить когда усвоен предыдущий.

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от простого к сложному.

Автоматизация должна проводиться в следующей последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  3. автоматизация звука в предложении;
  4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;
  6. автоматизация звуков в разговорной речи.

Впервые Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова разработали индивидуальный подход при коррекции звуков при дизартрии. Ими предложена индивидуальная последовательность коррекции звуков.

Для большинства дошкольников с ОНР в зависимости от наличия у детей патологической симптоматики в артикуляционной моторике, от степени ее выраженности логопед индивидуально определяет последовательность работы над звуками.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что “… согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы”. Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС и т.д.

Е.Ф. Архипова предлагает следующую последовательность логопедической работы: в слогах разной структуры (11 модулей), в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), в предложении насыщенном контрольным звуком. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. д.).

Принципы эффективной автоматизации звуков

Обязательным условием эффективности коррекционно-логопедической работы на этапе автоматизации звуков является необходимость придерживаться следующих принципов:

#1055;ринцип фонетической доступности предполагает учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации фонем (лексический материал не должен содержать неправильно произносимых ребёнком звуков).

#1055;ринцип последовательности в отработке лексического материала (звук-слог-слово-предложение-рифмовки-стихи-рассказы-самостоятельная речь, от отражённой речи - к самостоятельной).

#1055;ринцип постепенного усложнения речевого материала (от сочетаний слов, к предложениям и рассказам, от рифмовок к стихам и т.д.).

#1055;ринцип соблюдения смысловой доступности (доступность лексического материала, соответствие возрасту ребёнка, при необходимости объясняем значение незнакомых слов).

#1055;ринцип утрированного произношения автоматизируемого звука (на первоначальных этапах автоматизации).

#1055;ринцип постепенного увеличения темпа отработки лексического материала.

#1055;ринцип систематичности занятий с логопедом, закрепление автоматизируемых звуков с родителями.

#1055;ринцип игровой направленности.

#1055;ринцип сознательности и активности (наличие у ребёнка положительной мотивации, стимулирование его со стороны педагога при необходимости)

10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребёнка (смена видов деятельности, места, положения ребёнка и т.д.).

Использование дидактических игр при автоматизации звуков.

Игра в жизни ребёнка является ведущим видом деятельности. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Дидактические игры и игровые приёмы способствуют развитию речи детей: они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи.

При автоматизации изолированного звука можно использовать следующие игровые приемы и игры:

  • «Шагалки» пальчиками. Ребенок шагает пальчиками по дорожке, проговаривая звук.
  • Звуковые дорожки. Ребенок двигается по линии, произнося автоматизируемый звук.
  • «Пружинка». Ребёнок растягивает пружинку, произнося автоматизируемый звук.
  • «Полянка». Ребёнок прижимает пальцы поочередно к массажному коврику «Травка», произнося автоматизируемый звук.
  • «Бусы». Нанизывание ребенком бусин при произнесении автоматизируемого звука.
  • Игра с машинкой, самолетом и т.п. Катание по полу, по дороге из ленты машинки и проговаривание автоматизируемого звука.
  • Игральный кубик (ребёнок произносит автоматизируемый звук столько раз, сколько точек на кубике выпало).
  • Спиннер или волчок. Ребёнок произносит автоматизируемый звук пока крутится спиннер или волчок.
  • Послушай (ребёнок должен произнести автоматизируемый звук столько раз, сколько логопед хлопнул/топнул/стукнул в бубен, напр.)
  • Произнесение автоматизируемого звука с карточкой-эмоцией.
  • Магнитный жезл. Ребенок собирает столько фишек, сколько раз нужно повторить автоматизированный звук.
  • «Разноцветные прищепки» Ребенок использует пособия с прищепками, произнося автоматизируемый звук, слог.
  • Поп-ит. Ребенок нажимает на кнопку поп-ит и произносит автоматизированный звук.
  • «Ступеньки» Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.
  • Пальчики шагают по отверстиям кухонной решетки.
  • «Геоконт» Используя это пособие В. В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребенку предлагается найти штыречки определенного цвета, дотронуться до них, назвав звук.

II Автоматизация звука в слогах.

«Звуковые часы» Ребёнок вращает стрелку часов, пока не услышит сигнал «Стоп!». После этого, считает количество раз, необходимое для произнесения слога.

«Травка» Пальчики поочередно нажимают на массажный коврик «Травка», вместе с этим ребёнок проговаривает слоги.

«Пальчики здороваются» Пальцы поочерёдно соприкасаются с большим пальцем, «здороваются», ребёнок проговаривает слоги.

«Полянка» Ребёнок проговаривает слоги, нажимая на разноцветные пуговицы.

«Слушай, считай, повторяй» Логопед производит действие, которое ребёнок может услышать (хлопает, стучит, топает), ребёнок считает и проговаривает слог нужное количество раз.

«Чувствуй, считай, повторяй» Логопед с помощью игрушки - помощницы производит тактильный контакт с ребёнком, (поглаживание, постукивание, пощипывание), ребёнок считает и проговаривает слог нужное количество раз.

«Заборчик» Ребёнок выкладывает забор из счётных палочек, проговаривая слоги.

«Игры с мячом» Ребёнок катит мяч по столу (по полу), проговаривая слог; ловит мяч, повторяя слоги отражённо за логопедом; произносит на 1 слог больше, меньше, громче, тише (в разных режимах); проговаривает слоги, сопровождая ударами мяча об пол, подбрасывая вверх; крутит мяч на полу и произносит слоги.

«Речь с движениями» Ребёнок проговаривает слоги, сопровождая речь движениями (хлопками, шагами, приседаниями и т.д.).

«Следы на песке»

Ребёнок шагает пальчиками по кинетическому песку, произнося слог на каждый шаг.

Игры с массажными мячиками и колечками «Су-Джок» Ребёнок прокатывает (покалывает) мячиком или колечком по пальцам, произнося слоги.

III Автоматизация звука в словах.

Игровые приёмы автоматизации звуков предполагают параллельное развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи; обогащение, уточнение и закрепление лексического запаса; формирование грамматических категорий.

Игры – лабиринты, бродилки. Назвать картинки по порядку от старта до финиша. Можно усложнить задание тем, что назвать предметы справа/слева, сверху/снизу от заданной картинки.

«Прятки». Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

«Строитель». Слоговой анализ, ребенок делит слова на слоги хлопая в ладоши.

«Весёлый поезд». Подобна игре строитель. Ребенку предлагают прохлопать в ладоши количество слогов в каждом слове, чтобы узнать в каком вагоне поедет предмет.

«Жадина» Цель: автоматизация звука в словах и словосочетаниях, согласование существительного с местоимениями. Ребёнок перевоплощается в «жадину» (либо используется игрушка-заместитель) и проговаривает слова, затем словосочетания, согласуя их с местоимениями. Логопед: Лодка чья? Ребенок: Моя лодка.

«Видим или Вижу». Цель: употребление существительного в винительном падеже.

Довольн чем? употребление имен существительных в творительном падеже.

«Есть-нет» - употребление имен существительных в родительном падеже.

«Посчитай». Досчитать до 5. Ребенок согласовывает числительное с именем существительным. Один орех, два ореха…

«Один-Много». Закрепить представление о множественном числе существительных.

«Автобус» Ребёнку предлагается прокатить слово в начале, середине или конце автобуса, в зависимости от места звука в слове.

«Четвертый лишний»

«Тихо-громко» Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

«Живые — неживые слова» Ребёнку предлагается выбрать картинки с автоматизируемым звуком и разделить их на две группы (одушевлённые и неодушевлённые предметы)

«Бюро находок» или «Чья? Чьё? Чей? Чьи?»

Цель: автоматизация звука в словах и словосочетаниях, использование в речи притяжательных прилагательных.

Кто потерял хвост? Белка потеряла хвост! Это беличий хвост.

«Пирамидка». Ребенку нужно нанизать колечки на стержень пирамидки, отрабатывая речевой материал.

«Цифру узнай, слово повторяй». Ребенок на ощупь узнаёт цифры в «Волшебном мешочке» затем повторяет слог, слово, определённое количество раз.

«У Ромы в кармане». Игра с фонариком.

«У муравья в муравейнике».

«Волшебное дерево»

«Игры с парными карточками»

«Звуковое домино»

IV Автоматизация звука в предложениях.

«Составь предложение по схеме». Ребёнок составляет предложение с автоматизируемым звуком с заданным количеством слов, согласно схеме.

«Составь предложение по картинке» Ребёнок составляет предложение с автоматизируемым звуком по сюжетной картинке.

«Путаница» Детям необходимо восстановить правильный порядок слов в предложении.

«Исправь ошибку» а) Дети слушают предложение с ошибками (ошибки в звуковом оформлении, логопед произносит автоматизируемый звук искажённо, заменяет его) ребёнок должен услышать ошибку и исправить ее.

б) Дети слушают предложение с ошибками (ошибки в грамматическом оформлении предложения) ребёнок должен услышать ошибку и исправить ее.

«Расскажи по схеме» (использование приёма мнемотехники)

V Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Повторение чистоговорки, скороговорки в разных интонационных режимах» (громко – тихо, с разной эмоциональной окраской)

Повторение чистоговорки, скороговорки в разных тембровых режимах (с изменением силы голоса « Великан или Гномик», «Папа Тигр или Тигрёнок»)

Повторение чистоговорки, скороговорки в разных темповых режимах режимах («Медленная Черепаха или Шустрый Зайчонок»)

«Доскажи словечко с этим слогом» Ребенка делит слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.

Логопед выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки. Например: ла-ла – о о.

Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.

Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.

Например: ла-ла-ла - помогла.

«Повтори последний слог» Логопед называет строчку из чистоговорки, ребёнок повторяет последний слог с автоматизируемым звуком.

VI Автоматизация звука в текстах и рассказах.

Используются следующие приёмы:

-составление рассказов с опорой на схемы (приём мнемотехники),

- рассказы по картине,

- рассказы по серии картин,

- пересказы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив состояние проблемы автоматизации звуков у дошкольников с ОНР в теории и на практике логопедической работы, я пришла к выводу, что эта проблема остаётся актуальной для логопедов и требует поиска эффективных путей её решения.

Процесс автоматизации звуков у дошкольников с ОНР имеет свои особенности.

Автоматизация звуков у дошкольников с ОНР осложняется наличием других нарушенных компонентов речи (фонематического слуха, нарушением слоговой структуры, недоразвитием словаря, несформированностью грамматического строя речи, низким уровнем развития связной речи). Поэтому, логопед должен параллельно с автоматизацией звуков, использовать различные виды заданий, направленных на коррекцию имеющихся нарушений речи.

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то и процесс автоматизации звуков будет более эффективным, если он организован в игровой форме с использованием дидактических игр.

Использование дидактических пособий позволяет учителю-логопеду ненавязчиво, в игровой форме корректировать имеющиеся нарушения фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи у детей, способствует развитию связной речи на базе автоматизируемого звука, способствуя повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Количество детей с нарушениями речи неуклонно растёт, поэтому от логопеда требуется не только понимания причин и сути речевого нарушения, знания методики и психологических особенностей детей, но и умения правильно организовать коррекционно-логопедический процесс, выбрать и разработать оптимальные пути логопедического воздействия, грамотно подобрать игры и упражнения, использование которых разнообразит логопедические занятия, вызовет интерес у детей, повысит учебную мотивацию и будет способствовать формированию необходимых речевых навыков.

Литература

Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.

Волкова Л.С. Логопедия. М.,1989.

Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т., Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М., 1990.

Фомичева М.Ф Воспитание у детей правильного произношения М., 1989

Лопухина И. С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.

Гвоздев А.Н. От первых слогов до первого класса. Саратов, 1981.

Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. Пособие. Изд. 2-е, М.: «Просвещение», 1973. - с. 272 с ил.

Понятийно-терминологический словарь логопеда. Под редакцией В. И. Селиверстова. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967.

Мартынова Р. И. О психолого- педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса. М. 1976.

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. М.: ТЦ Сфера, 2016.

Крупенчук О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников.СПб.: «Литера» 2017.О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”, С.-П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивного пособия при автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Современные исследования педагогов и психологов (А.В Запорожца,  А.П. Усовой, Н....

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Дидактические игры в процессе автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, прове...

Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста

Я решила объединить процесс автоматизации звуков,  зачастую длинный и однообразный связанный с игрой. Цель: добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в ...

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)...

Практическая консультация: «Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам технологии мнемотехника»

Практическая консультация: «Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам технологии мнемотехника»...