Фонематический слух
консультация по логопедии (старшая группа)
Развитие фонематического слуха, звукового анализа
у детей 4 и 5 года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха, звукового анализа
у детей 4 и 5 года жизни.
Формирование звукового анализа у детей 4-го года жизни .
У детей 4-го года жизни продолжает совершенствоваться речевой слух. Они замечают возрастные, индивидуальные и диалектные особенности произношения сверстников и взрослых, проявляют интерес к фонетической стороне слов, рифмуют их.
Формирование фонематического слуха в данной возрастной группе можно осуществлять систематически» постепенно усложняя и совмещая с обучением правильному звукопроизношению. Работу нужно начинать с развития слухового внимания.
Упражнения для развития фонематического слуха "Что ты услышал ?", "Угадай, что звучало? ", "Скажи как я", "Где позвонили?".
Упражнения с речью.
" Запомни слово", " Эхо"
После многократных упражнений в различении слов и предложений целесообразно перейти к формированию нового, более сложного умения - к выделению отдельных звуков речи на основе дальнейшего развития фонематического восприятия.
Ознакомление со звуками нужно проводить в такой последовательности:
1. демонстрация изолированных звуков;
2. различение изолированных звуков;
3. узнавание знакомых звуков.
Знакомство ребенка и изолированным звуком речи» воспитатель связывает этот звук с конкретным образом и называет песенкой звука" з-з-з" - песенка комара; " ж-ж-ж" - песенка жука.
В доступной для детей формой ознакомления со звуком могут быть дидактические рассказы со звукоподражанием. /Рассказы из книги Н.А.Германа и Н.Г.Гонинга/. Формирование фонематического слуха - главное в работе по воспитанию звуковой культуры речи.
Упражнения проводятся не только на занятиях, но и в часы игры, на прогулке.
Упражнения на узнавание согласных проводятся как с использованием наглядного материала, так и без него».
Детей следует так же упражнять и в проговаривании звуков. С этой целью можно использовать шутки-чистоговорки:" Са-са-са - вот летит оса, шу-шу-шу - шубу я ношу?
Научить детей прислушиваться к слову, находить слова с определенным звуком позволяют и специальные дидактические игры:
"Найди слово", "Что в мешочке?", "Будь внимательным".
Для дальнейшего развития фонематического слуха необходимо, чтобы ребенок понимал термин "Слово". Предшествующий опыт, когда в разных видах деятельности внимание детей привлекается к этому понятию в значительной мере, должен подвести их к этому понятию.
Когда все дети научатся выделять разные звуки в слове, можно переходить к обучению звуковому анализу. На пятом году жизни ребенка в соответствии с программой» эта работа начинается с выделением первого звука в слове.
Начинать лучше с узнавания:
а/ первого звука - гласного;
б/ затем - последний гласный;
в/ гласный - в середине слова.
Затем начинают выделять согласные в слове.
Появляется понятие "звук", "слово"
Звуковой анализ является своеобразной основой, стержнем по ознакомлению с характеристикой звуков, с ударением, и со слоговой структурой слова, применяется он и на этапе анализирования с предложением. Умение анализировать слова различной звуковой структуры формируется благодаря различным упражнениям.
Можно использовать цветные квадраты, сначала анализируется стечение гласных АУ, УА.
Затем слоги с согласными звуками: БА, УМ, УП.
Затем трехсложные слова: НОС. КОТ.
По мере того, как дети овладевают звуковым анализом 3-х звуковых слов, на начальной ступеням обучения 4-х звуковым словам, становится возможным и необходимым углубление знаний детей о звуках речи. Дошкольников знакомят с гласными, согласными, твердыми, мягкими согласными, звонкими глухими. Учат использовать в соответствующие термины.
Ознакомление детей с языковой деятельностью в дошкольном возрасте направлено в основном на формирование умений и навыков, а это связано с наличием большого количества игр и упражнений.
Так для закрепления навыков звукового анализа можно использовать такие игры:
"Посчитай звуки в слове" "Назови 1, 2, 3звука в слове"
"Добавь последний звук в слове". Добавь слово из 3, 4 звуков".
Интересные рассказы, игры, задания, направленные на то, чтобы научить детей вслушиваться в разное звучание слов слогов и т.д. приведенные в книге А.И.Аксаковой и Г.А.Тумановой "Учите, играя".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-161968-1358975527.jpg)
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-180848-1591278232.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-226814-1364043591.jpg)
Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-498505-1413301204.jpg)
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-17482-1413135801.jpg)
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-566925-1421534573.jpg)
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"
Аннотация. Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...