Конспект проекта "Как пальчики язычку помогали".
проект по логопедии (младшая группа)

 Литавар Oльга Александрoвна

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики  и  речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой  гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Как пальчики язычку помогали»

  Актуальность проекта (проблема):  Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики  и  речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой  гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

      Игры с пальчиками -  это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.  Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.  Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.  

    Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождают стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.  Чем выше качество двигательной активности ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

   У детей  2 младшей группы задержка речевого развития выражается в недостаточной степени развития словарного запаса, отсутствие фразы и несформированность мелкой  моторики. Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о ближайшем окружении, развить связную речь, творческие способности, научиться координировать речь с движением.

Цель: Стимулировать развитие речи детей, вовлечь родителей в процесс обучения.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

-сформирование лексико-грамматических процессов и формирование словаря по лексическим темам;

 - развивать умение отвечать полным ответом (распространенным предложением);

 -учить координации слова с движением;

 -сформировать любознательность познавательный интерес

 - привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию речи детей.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уверенности,  самостоятельности, преодоление речевого негативизма.

Коррекционное - развивающие задачи:

-Развивать речь, правильное звукопроизношение, навыки словообразования;

-Развивать фонематический слух;

-Развивать словарный запас;

-Развивать связную речь;

-Развивать познавательные способности, творческое воображение и фантазию, мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику.

Вид проекта:  информационно - практико-ориентированный, групповой,  долгосрочный.

 Участники:  учитель-логопед, воспитатель, родители, дети 2-й младшей группы.

 Предполагаемый результат:

-расширение словарного запаса детей пройденным лексическим темам;

-появление в самостоятельной речи новых слов;

 -умение строить фразу из 2-5 слов;

 -умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихи, соотносить движения

пальцев рук со словом;

 -интерес детей к дальнейшему обучению и развитию речи, стимул к говорению;

- владение детьми движениями пальцев рук;

- активизация педагогического потенциала родителей, готовность и желание помогать

при выполнении домашних заданий;

- поддержка положительного психологического климата между родителями воспитанников и педагогами группы.

  Критерии оценки эффективности проекта

Участие в проекте детей группы

Участие в проекте семей воспитанников

 Выполнение всех задач проекта

 Этапы работы над проектом

Этап. Постановка проблемы 

 Деятельность логопеда

-Опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме;

составление плана работы по проекту, ознакомление с ним воспитателя;

поисковая работа по подбору иллюстративного и литературного материала , аудио-и видеозаписей по темам;

-разучивание пальчиковой гимнастики:

-знакомство родителей с тематическим планом на родительском собрании;

-разработка фотоальбома  «Играем дома». (родители совместно с детьми)

-участие родителей совместно с детьми в драматизации сказок ( пальчиковые вязаные и фетровые куклы, бибабо, маски сказочных персонажей)

Деятельность детей и родителей

-знакомство родителей с тематическим планом на родительском собрании;

-планирование коррекционно-развивающей работы с детьми

-планирование воспитательной - образовательной работы с детьми

-планирование работы с родителями

Этап. Реализация проекта

Деятельность логопеда

Работа с детьми

-чтение и разучивание литературно-художественного материала по темам (стихов, потешек, чистоговорок);

-подгрупповое/ индивидуальное разучивание комплектов упражнений пальчиковой гимнастики с использованием красочных иллюстраций на занятиях воспитателей, в играх на утренней гимнастике и в других режимных моментах;

-Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием специальных пособий;

-придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.

 Работа с семьей:

-консультации для родителей по темам «Развитие мелкой моторики-важный фактор развития речи», «Пальчиковые игры»;

-памятка для родителей «Как правильно выполнять домашние задания», «Игровые упражнения для развития мелкой моторики», «Учимся, играя», «Как умелые пальчики язычку помогали».

-Изготовление папок – передвижек,  пополнение информации на стенде для родителей;

Работа с педагогами

-консультация с практикумом «Пальчиковые игры для развития речи детей»;

подбор пособий для проведения пальчиковой гимнастики с детьми (шнуровка          Су-Джок, прищепки и т.д);

-включение игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координацию слова с движением в занятиях и режимные моменты;

Деятельность детей и родителей:

-разучивание упражнений пальчиковой гимнастики в сопровождении звуко -комплексов и стихотворных форм;

-выполнение домашних заданий по формированию лексико-грамматических категорий,

-развитию связной речи и фонематического слуха;

-подбор фотоматериалов для фотоальбома  «Играем дома».

 Этап Презентация проекта

Итоговое мероприятие с просмотром презентации  «Как пальчики язычку помогали»

Оформление фотовыставки «Как пальчики язычку помогали».

Практическое применение продуктов проекта.

Приложение  1                                        

Пальчиковые игры

 «Киска»

Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь (хлопок в ладоши)

«Елочка»

Перед нами елочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают елочку)

Шишечки (показывают кулачки)

Иголочки (указательные пальчики)

Шарики (пальцы сжимают в круг)

Фонарики (показывают фонарики)

Зайчики (показывают ушки зайца)

Свечки (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки (ставят средний и указательный пальцы на колени)

«Пряничек»

Мы вот так мы вот так (мнут тесто руками)

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, (пальчики вместе движение рук от себя и к себе)

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, (широко в сторону развести руки)

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, (поглаживание ладошек по очереди)

Будет пряник золотой

Пряничек, пряничек (движение пекут пирожки)

Попекли ребятки.

Пряничек, пряничек.

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, (руки вытягивают вперед,  ладонями вверх)

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, (манят к себе)

Очень, очень просим.

«Две подружки»

На лужайке две подружки(похлопать по коленям в ритм текста)

Ква-ква-ква,  ква-ква-ква. (похлопать в ладоши в ритм текста)

Две зеленые лягушки: (хлопки по коленям)

Ква-ква-ква,  ква-ква-ква. (Хлопки в ладоши)

Ква (притопнуть одной ногой)

Ква-ква-ква (притопы ногой в ритм текста)

Спокойно спать мешают (погразить пальчиком)

Ква-ква-ква,  ква-ква-ква (похлопать в ладоши)

« Дом»

На опушке дом стоит. (Сложить ладони домиком над головой, как деревья)

На дверях замок висит.  (Сомкнуть ладони в замок)

За дверями стоит стол. (Накрыть ладонью правой руки кулачек левой)

Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопырены)

Тук-тук-тук!  Дверь открой. (Постучать кулачком одной ладони о другую)

Заходите я не злой! (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной)

«Семья могучая»

В одном лесу дремучем (покачать руками над головой как деревья)

Жила семья могучая. (Сложит руки в замок)

У них был дом огромный (сложить ладони над головой в виде крыши)

И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы-труба)

Из трубы в колечки дым. («Колечки» из всех пальцев поочередно)

Плим, плим, плим!  (Пощелкать пальцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Как умелые рычки язычку помогают"

Конспект занятия, совмещающий совершенствование артикуляционной моторики,  грамматического строя речи с развитием мелкой моторики рук.  Занятие богато не только количеством наглядного матери...

Консультация для родителей "Как умелые ручки язычку помогали"

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи и подготовки руки к письму....

Консультация для родителей на тему: "Как умелые ручки язычку помогали"

Данный материал представляет собой консультацию для родителей....

Как умелые ручки язычку помогают

Проект по теме: "Мелкомоторные игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников"....

Как пальчики язычку помогают. Рекомендации родителям.

Взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи у дошкольников младшего возраста....

Мастер-класс для родителей "Как пальчики язычку помогают".

Подборка различных форм работы по развитию мелкой моторики....

Развитие мелкой моторики у дошкольников в работе учителя-логопеда. Как умелые ручки язычку помогали.

М.М. Кольцовой доказано, что  уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Исследователи пришли к заключению, что трен...