Картотека консультаций для работы с родителями.
консультация по логопедии
В данной картотеке представлены консультации для родителей обучающихся в ДОУ и ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_konsultatsiy_dlya_raboty_s_roditelyami.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека консультаций для работы с родителями.
Тема: «Что делать, если ребенок не говорит?»
Теоретическая часть
Если вам кажется, что ваш ребенок говорит хуже, чем положено в его возрасте, речь бедная и несвязная или малыш не торопится заговорить совсем, обратитесь за помощью к специалисту. Он поможет выявить причину нарушения в речевом развитии малыша и посоветует пути решения этой проблемы.
О нарушениях речевого развития могут свидетельствовать следующие симптомы.
Ребенок в 2-3 года:
- не откликается на свое имя;
- не пытается подражать звукам;
- не реагирует на простые слова и просьбы, озвученные при помощи простых и часто употребляемых слов;
- не реагирует на изменение интонации, когда вы обращаетесь к нему;
- сам мало говорит, пытаясь передать информацию мимикой и жестами.
В возрасте старше трех лет насторожить родителей должны следующие признаки:
- ребенок не может пересказать содержание стишка, сказки, объяснить, что он нарисовал, что случилось в детском саду;
- не задает вопросов;
- не может и не хочет играть в речевые игры, досказать слово, описать что-нибудь;
- не говорит предложениями сложнее двух-трех слов;
- речь монотонная, невыразительная, посторонние люди не понимают речь вашего ребенка;
- не может удержать внимание на одной и той же теме, быстро отвлекается, теряет нить разговора.
Во всех перечисленных выше случаях будет лучше не затягивать визит к специалисту. Логопед поможет вам подобрать необходимые упражнения для развития речи.
Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного – ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой. Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых.
Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте. Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.
Практическая часть
Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:
1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
2. Используйте короткие слова, простые и понятные! Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?». Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
3. Не говорите слишком быстро! Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете! «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем, есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
5. Читайте ребёнку книги! Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
6. Ограничивайте просмотр телевизора! Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
7. Чаще включайте музыку и песенки для малышей! Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо - моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
8. Поощряйте двигательную активность ребёнка! Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
9. Развивайте мелкую моторику! О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
10. Исключите любые чрезмерные требования! Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Тема: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».
Теоретическая часть
Задержка речевого развития – овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.
При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70–80 % обследованных, то есть к 5 годам речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Специалисты разделяют причины задержки речевого развития ребенка на социальные и на физиологические — то есть те, которые связаны со здоровьем.
К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.
- Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
- Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из "мультиков", не придавая значения словам.
- Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
- Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
- Ну и, конечно, "отбить" всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:
- нарушения слуха;
- недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
- нарушения зрения;
- поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
- травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
- алкоголизм родителей;
- наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
- врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.
Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.
Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте. Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых — речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ), важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.
Практическая часть
Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною были подобраны игры и упражнения направленные на:
А) развитие мелкой моторики пальцев рук;
Б) развитие слухового внимания, восприятия;
В) развитие просодической стороны речи;
Г) развитие артикуляционного аппарата;
Д) уточнение звука или его вызывание по подражанию.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. – Пальчиковая гимнастика. – Игры с различными предметами. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особое удовольствие. С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики используются игры с различными предметами, такие как «Нанизывание бусинок на веревку», «Сложи в коробку», «Собери цветочек» и др.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха. В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые). Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно: нахождение и узнавание источника звука; дифференциация звуков – по способу воспроизведения («Барабан — погремушка», «Хлопки - притопы»); – по темпу («Дождик»); – по силе звучания («Громко-тихо»); – по длительности звучания («Дорожки»). Виды игр: – Игры на угадывание не речевых звуков. – Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками). Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».
Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция). Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.
Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат. Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи — работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3–5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6–8 раз.
Игры на звукоподражание, стихи, потешки. Цель: уточнение звука или его вызывание по подражанию. Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку.
Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.
«Что такое дисграфия и как с ней бороться?»
Добрый день, дорогие родители! Сегодня хотелось поговорить про дисграфию.
Дисграфия - стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов:
- акустический (услышать и вы делить звук);
- артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков);
- зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки);
- удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация;
- наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения. Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая - то часть из них у ребенка несовершенны.
Дисграфия может возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладении письмом.
Причины возникновения дисграфии:
- незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы);
- заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация);
- гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития;
- различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве;
- наследственный фактор, когда ребёнку от ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых структур.
Перечень упражнений для коррекции дисграфии у школьников.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и некоторые приемы можно использовать на уроках русского языка
Для устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:
1. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например, р – л, с – ш и т.д.
2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.
3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.
4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»);
6. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;
7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи
8. «Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
9. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);
10. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком под внимательным контролем взрослых.
11. Кроссворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;
12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.
13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).
Памятка «Преодоление дисграфии у школьников»
1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Инновационные формы работы с родителями"
Эффективные формы взаимодействия с родителями....
картотека консультаций, памяток, анкетирования для родителей
Методическая копилка при работе с родителями подготовительной к школе группы.В данном разделе размещены материалы, разработанные и используемые мной по направлениям в работе с родителями детей п...
картотека консультаций для воспитателей и родителей
картотека консультаций для воспитателей и родителей по музыкальному воспитанию дошкольников...
Картотека консультаций по ПДД для родителей.
"Безопасный островок Есть у перекрестка Ты его найдешь дружок, Круглый он, в полоску. На твоем лежит пути В центре перехода. И вернее не найти Друга пешехода". О.Коба ...
Картотека консультаций и бесед для родителей в средней группе.
Картотека консультаций и бесед для формирования педагогической компетенции родителей....
Картотека консультация для работы с родителями
Картотека консультация для работы с родителями...