Семинар - практикум «Логопедический массаж ложками для детей с нарушениями речи».
материал по логопедии

Шагаева Эркелей Владимировна

Цель: повышение логопедической компетенции родителей  в преодолении нарушений звукопроизношения у детей.

Задачи:

  1. Познакомить  родителей с упражнениями для развития мимических мышц лица и артикуляторной моторики детей дошкольного возраста.
  2. Закрепить практические навыки выполнения.
  3. Рассказать о способах привлечения ребёнка к выполнению массажных движений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка» с. Шебалино

Семинар - практикум  «Логопедический массаж ложками для детей с нарушениями речи».

                                                                     

  Учитель-логопед: Шагаева Э.В.

с. Шебалино , 2024 год

Цель: повышение логопедической компетенции родителей  в преодолении нарушений звукопроизношения у детей.

Задачи:

  1. Познакомить  родителей с упражнениями для развития мимических мышц лица и артикуляторной моторики детей дошкольного возраста.
  2. Закрепить практические навыки выполнения.
  3. Рассказать о способах привлечения ребёнка к выполнению массажных движений.

Организация: сидя за столами, полукругом перед логопедом

Оборудование:

- бумага для записей, ручки;

- зеркала индивидуальные;

- памятки для родителей;

- стаканы с теплой или холодной водой;

- салфетки бумажные.

Ход встречи:

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня  я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей, о важности применения логомассажа в работе с детьми с нарушениями речи. Предлагаю принять участие в практикуме   по проведению самомассажа ложками, и в ходе нашей встречи я отвечу на интересующие вас вопросы.

«Ребёнок хороший, но неговорящий.

А этот, хоть скажет - но плохо, невнятно, и что говорит - ничего не понятно».

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять, разобраться и справиться с этим!»

Логопедический массаж - это разработка мышц лица и языка. Логопедический массаж активизирует мышцы лица, губ, языка, что позволяет «разговорить» неговорящих или плохо говорящих детей. Логомассаж ускоряет развитие речи, можно выполнять дома с родителями. К массажу нет привыкания, но всегда есть польза. На практике существуют разные виды массажа, сегодня мы поговорим о логомассаже ложками по методике Ольги Игоревны Крупенчук, учителя- логопеда высшей квалификационной категории.

Преимущества логомассажа ложками: (на слайде) 

  1. Ложки есть в каждом доме.
  2. С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды).
  3. Они просты в применении и безопасны.
  4. Ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть.
  5. Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу.
  6. Массаж ложками - хорошая профилактика отрицательной реакции на логопедический массаж.
  7. Масссаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.
  8. Ребёнок делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.
  9.  Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего и стимулирующего эффекта.
  10.  Площадь воздействия ложки больше, чем воздействие пальца.
  11.  Массаж ложками легко  освоить родителям и применять в домашних условиях.
  12.  Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном занятии.
  13.  Применение ложечного самомассажа в логопедии даёт  ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка.

Уважаемые родители,  посмотрите  на следующий инвентарь на  моём столе, как вы думаете, для чего это оборудование? (правильно, нужно  придумать игры на запуск речи детей. Сегодня я раздала цветные стикеры:  у кого белый стикер- подходите на первый стол, у кого цветной- на второй стол.  Время для работы фокус- группы 3 мин.

 «Игры с ложкой для запуска речи детей»: 1. Тренируем вот и где? 2. Даём ложки куклам: Эта ложка кукле. Эта ложка мишке. А эта ложка! Эта ложка? Нееет.  Эта не ложка. 3. Тук-тук-тук, теперь ты. Снова тук-тук-тук. Тишь! Малыш спит!

- Следующая игра с ложкой направлена на концентрацию внимания и ориентировку в пространстве. Мы просто обводим ложки (по началу они должны быть однотипные, далее- большая, маленькая (кофейная) и средняя). Делай так, как нарисовано, и задача ребёнка: наложить ложечки и соотнести с изображением. Далее, говорим, вот правая, вот левая рука. Скажи пожалуйста, какая ложка лежит ближе к правой руке, а какая ближе к левой руке? Эта у

ложки голова, а эта у  ложечки - рука. Смотри, в какую сторону голова у этой ложечки? (вправо, влево, вверх, вниз). Если мы дадим 4 склееные листа с обведенными ложками и столовыми ножами и дадим ребёнку, то можем отработать массу вариантов. Таким образом, ребёнок поиграет интересно и будет развиваться.

«Игра с сыпучими»: кистевой праксис (как ребёнок чувствует свою руку). Сыпь в белый стакан большой ложкой, сыпь в синий стакан с маленькой ложкой. Далее усложняем - сыпь 3 ложки большой, 2 ложки маленькой, закрепляем счёт.

 - Засыпим крупу в обувную коробку, ребёнку будет на много сложнее, нужно будет постоянно поворачивать кисть. Чем старше ребёнок, тем дальше держите крупу и стакан (равновесие, ориентировка в пространстве. Большой  ложкой сыпь все тарелки, а маленькой …в 1 год ребёнок берет ложку, а в 1.5 года он уже есть из ложки разную еду.

- В правую сторону ложь только металлические, а в левую только пластмассовые. То есть ребенок уже дифференцирует по текстуре, по весу, по звуку. Потому что у него есть опыт.

- «Делай как я» стучи как я и включить подражательную деятельность - хлопни по правому плечу, хлопни по левому плечу, хлопни по левому большому пальцу.

- Мы можем переложить слева направо и справа налево. Даже, взрослому сложно будет, лучше мягкие помпончики, пластмассовые. Отрабатываете слева, направо.

Большие шарики дави большой рукой, маленькие шарики дави маленькой ложкой.

Задачи л. м.:

  • улучшать качество артикуляционных движений;
  • сформировать нужный артикуляционный уклад;
  • стимуляция ощущений от положения собственного тела.

Противопоказания к проведению массажа ложками:

  • острые инфекционные заболевания;
  • высыпания. Гнойчики, трещины на коже лица, герпес, коньюктивит;
  • обычные синяки, аллергия или солнечный ожог;
  • проблемы во рту - различные высыпания или выпадения зубов.

 Специфика массажа в домашних условиях:

  • при выполнении массажа в домашних условиях ребёнку должно быть комфортно.
  • Ребёнку необходимо выполнять самомассаж регулярно и правильно.
  • Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.

Выбор ложек для логомассажа:

    Для детей дошкольного возраста лучше кофейные или чайные ложки по 2 на каждое занятие.

Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимум укрощений на черенке.

Круглыми, не острым концом. Если мышцы гипотоничны, вялые  ребёнку нужен стимулирующий массаж - поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мыщц поставьте перед ним стакан  с тёплой водой. Пусть ребёнок макает свои ложки в него.

Цели упражнений с ложками: (на презентации)

Освоение движений массажа, развитие мелкой моторики, развитие умения ориентировки в пространстве, упражнение в синхронной работе рук, коррекция нарушений слоговой структуры. Упражнения выполняются под чтения стихов.

Массаж и самомассаж: (на презентации)

Если вы занимаетесь  с одним ребёнком, можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома. Если у вас несколько детей, можно делать массаж, показывая на одном ребёнке движения остальным. Допустимы варианты ложек для лица - массаж чайными ложками, а движения во рту, на языке, за щекой и др. выполняются кофейной ложкой. Или более старшим детям - чайные, а младшим и более мелким детям - кофейные ложки.

Части ложки: (на презентации)

C:\Users\Таня\Desktop\IMAG5276_1.jpg

Упражнения с ложками: (на презентации)

Перед проведением этого комплекса упражнений всем детям нужно раздать ложки, сначала по одной. Каждый ребёнок берёт свою ложку в ведущую руку. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют только движения. По мере выучивания движений дети запоминают текст стихотворения и могут проговаривать его вместе со взрослыми.

Итак, приступаем к практикуму: вскройте зип- пакеты, возьмите ложки и приступаем к действиям.

Черпачок кручу любя, от себя и на себя (ложку держим вертикально перед собой поворачивая ямкой от себя и к себе от себя)

Есть у ложки кончик, бок, ямка, горка, черенок (держа ложку в одной руке перед собой, другой рукой показываем кончик, бок, ямку, горку и черенок).

Словно зеркальце держу (Держим ложку вертикально перед лицом ямкой к себе, как зеркальце на ручке).

Или боком положу (разворачиваем ложку горизонтально ямкой к себе)

Отверну её спиной - пусть играет не со мной (держим вертикально, поворачиваем ямкой от себя).

Держат ложку малыши (захватываем ложку сверху, в кулак - так, как держат обычно маленькие дети).

А вот так вот - для больших (удерживаем ложку между 1,2,3- им пальцами) большим, указательным и средними пальцами).

А теперь, обняв, держу - пальчик в ямку положу (захватываем ложку сверху как малыши, но 1-ый палец в ямке)

Лодка ходит по воде - (в положении предыдущего упражнения перекатываем черпак от кончика к черпаку)

Круг рисую я везде (в положении предыдущего упражнения рисуем кружок в горизонтальной плоскости)

Снизу пальчик ставлю - что ж, на кого теперь похож? (захватываем ложку сверху с частью черпака, а 1 палец кладём со стороны горки снизу)

Удивляется народ: то ли клещи, то ли рот (в положении предыдущего упражнения 1-й палец ходит вверх- вниз, а четыре других продолжают держать ложку за черенок и черпачок).

Ложку боком я держу, взад- вперед её вожу (держим ложку за черенок ямкой от себя и водим вперед- назад)

Массаж и самомассаж лица:

Логоритмика «Летька-енька» (3 мин) дифференциация  звуков «С» и «Ш».

В завершении практикума я предлагаю вам упражнение «Сундук красивой речи». На столах у вас лежат зелёные, розовые и голубые ключи.

Зелёный ключ выбираете и клеите на доску, если вам всё понятно по теме семинара;

Голубой ключ - если у вас возникли трудности в общении и сегодня кое-что прояснилось;

Розовый ключ - если вы многое не поняли и у вас остались вопросы.

Коллеги, я благодарю вас за ваше активное участие в практикуме, учту все ваши пожелания и предложения. А на память о сегодняшней встрече я приготовила вам заметки в блокнот педагога.  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»

quot;Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский...

Семинар-практикум "Логопедическая радуга"

Семинар-практикум "Логопедическая радуга"...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Семинар – практикум ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Семинар – ...