Семинар - практикум «Логопедический массаж ложками для детей с нарушениями речи».
материал по логопедии
Цель: повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с упражнениями для развития мимических мышц лица и артикуляторной моторики детей дошкольного возраста.
- Закрепить практические навыки выполнения.
- Рассказать о способах привлечения ребёнка к выполнению массажных движений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка» с. Шебалино
Семинар - практикум «Логопедический массаж ложками для детей с нарушениями речи».
Учитель-логопед: Шагаева Э.В.
с. Шебалино , 2024 год
Цель: повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей.
Задачи:
- Познакомить родителей с упражнениями для развития мимических мышц лица и артикуляторной моторики детей дошкольного возраста.
- Закрепить практические навыки выполнения.
- Рассказать о способах привлечения ребёнка к выполнению массажных движений.
Организация: сидя за столами, полукругом перед логопедом
Оборудование:
- бумага для записей, ручки;
- зеркала индивидуальные;
- памятки для родителей;
- стаканы с теплой или холодной водой;
- салфетки бумажные.
Ход встречи:
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей, о важности применения логомассажа в работе с детьми с нарушениями речи. Предлагаю принять участие в практикуме по проведению самомассажа ложками, и в ходе нашей встречи я отвечу на интересующие вас вопросы.
«Ребёнок хороший, но неговорящий.
А этот, хоть скажет - но плохо, невнятно, и что говорит - ничего не понятно».
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справиться с этим!»
Логопедический массаж - это разработка мышц лица и языка. Логопедический массаж активизирует мышцы лица, губ, языка, что позволяет «разговорить» неговорящих или плохо говорящих детей. Логомассаж ускоряет развитие речи, можно выполнять дома с родителями. К массажу нет привыкания, но всегда есть польза. На практике существуют разные виды массажа, сегодня мы поговорим о логомассаже ложками по методике Ольги Игоревны Крупенчук, учителя- логопеда высшей квалификационной категории.
Преимущества логомассажа ложками: (на слайде)
- Ложки есть в каждом доме.
- С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды).
- Они просты в применении и безопасны.
- Ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть.
- Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу.
- Массаж ложками - хорошая профилактика отрицательной реакции на логопедический массаж.
- Масссаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.
- Ребёнок делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.
- Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего и стимулирующего эффекта.
- Площадь воздействия ложки больше, чем воздействие пальца.
- Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условиях.
- Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном занятии.
- Применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка.
Уважаемые родители, посмотрите на следующий инвентарь на моём столе, как вы думаете, для чего это оборудование? (правильно, нужно придумать игры на запуск речи детей. Сегодня я раздала цветные стикеры: у кого белый стикер- подходите на первый стол, у кого цветной- на второй стол. Время для работы фокус- группы 3 мин.
«Игры с ложкой для запуска речи детей»: 1. Тренируем вот и где? 2. Даём ложки куклам: Эта ложка кукле. Эта ложка мишке. А эта ложка! Эта ложка? Нееет. Эта не ложка. 3. Тук-тук-тук, теперь ты. Снова тук-тук-тук. Тишь! Малыш спит!
- Следующая игра с ложкой направлена на концентрацию внимания и ориентировку в пространстве. Мы просто обводим ложки (по началу они должны быть однотипные, далее- большая, маленькая (кофейная) и средняя). Делай так, как нарисовано, и задача ребёнка: наложить ложечки и соотнести с изображением. Далее, говорим, вот правая, вот левая рука. Скажи пожалуйста, какая ложка лежит ближе к правой руке, а какая ближе к левой руке? Эта у
ложки голова, а эта у ложечки - рука. Смотри, в какую сторону голова у этой ложечки? (вправо, влево, вверх, вниз). Если мы дадим 4 склееные листа с обведенными ложками и столовыми ножами и дадим ребёнку, то можем отработать массу вариантов. Таким образом, ребёнок поиграет интересно и будет развиваться.
«Игра с сыпучими»: кистевой праксис (как ребёнок чувствует свою руку). Сыпь в белый стакан большой ложкой, сыпь в синий стакан с маленькой ложкой. Далее усложняем - сыпь 3 ложки большой, 2 ложки маленькой, закрепляем счёт.
- Засыпим крупу в обувную коробку, ребёнку будет на много сложнее, нужно будет постоянно поворачивать кисть. Чем старше ребёнок, тем дальше держите крупу и стакан (равновесие, ориентировка в пространстве. Большой ложкой сыпь все тарелки, а маленькой …в 1 год ребёнок берет ложку, а в 1.5 года он уже есть из ложки разную еду.
- В правую сторону ложь только металлические, а в левую только пластмассовые. То есть ребенок уже дифференцирует по текстуре, по весу, по звуку. Потому что у него есть опыт.
- «Делай как я» стучи как я и включить подражательную деятельность - хлопни по правому плечу, хлопни по левому плечу, хлопни по левому большому пальцу.
- Мы можем переложить слева направо и справа налево. Даже, взрослому сложно будет, лучше мягкие помпончики, пластмассовые. Отрабатываете слева, направо.
Большие шарики дави большой рукой, маленькие шарики дави маленькой ложкой.
Задачи л. м.:
- улучшать качество артикуляционных движений;
- сформировать нужный артикуляционный уклад;
- стимуляция ощущений от положения собственного тела.
Противопоказания к проведению массажа ложками:
- острые инфекционные заболевания;
- высыпания. Гнойчики, трещины на коже лица, герпес, коньюктивит;
- обычные синяки, аллергия или солнечный ожог;
- проблемы во рту - различные высыпания или выпадения зубов.
Специфика массажа в домашних условиях:
- при выполнении массажа в домашних условиях ребёнку должно быть комфортно.
- Ребёнку необходимо выполнять самомассаж регулярно и правильно.
- Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.
Выбор ложек для логомассажа:
Для детей дошкольного возраста лучше кофейные или чайные ложки по 2 на каждое занятие.
Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимум укрощений на черенке.
Круглыми, не острым концом. Если мышцы гипотоничны, вялые ребёнку нужен стимулирующий массаж - поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мыщц поставьте перед ним стакан с тёплой водой. Пусть ребёнок макает свои ложки в него.
Цели упражнений с ложками: (на презентации)
Освоение движений массажа, развитие мелкой моторики, развитие умения ориентировки в пространстве, упражнение в синхронной работе рук, коррекция нарушений слоговой структуры. Упражнения выполняются под чтения стихов.
Массаж и самомассаж: (на презентации)
Если вы занимаетесь с одним ребёнком, можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома. Если у вас несколько детей, можно делать массаж, показывая на одном ребёнке движения остальным. Допустимы варианты ложек для лица - массаж чайными ложками, а движения во рту, на языке, за щекой и др. выполняются кофейной ложкой. Или более старшим детям - чайные, а младшим и более мелким детям - кофейные ложки.
Части ложки: (на презентации)
Упражнения с ложками: (на презентации)
Перед проведением этого комплекса упражнений всем детям нужно раздать ложки, сначала по одной. Каждый ребёнок берёт свою ложку в ведущую руку. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют только движения. По мере выучивания движений дети запоминают текст стихотворения и могут проговаривать его вместе со взрослыми.
Итак, приступаем к практикуму: вскройте зип- пакеты, возьмите ложки и приступаем к действиям.
Черпачок кручу любя, от себя и на себя (ложку держим вертикально перед собой поворачивая ямкой от себя и к себе от себя)
Есть у ложки кончик, бок, ямка, горка, черенок (держа ложку в одной руке перед собой, другой рукой показываем кончик, бок, ямку, горку и черенок).
Словно зеркальце держу (Держим ложку вертикально перед лицом ямкой к себе, как зеркальце на ручке).
Или боком положу (разворачиваем ложку горизонтально ямкой к себе)
Отверну её спиной - пусть играет не со мной (держим вертикально, поворачиваем ямкой от себя).
Держат ложку малыши (захватываем ложку сверху, в кулак - так, как держат обычно маленькие дети).
А вот так вот - для больших (удерживаем ложку между 1,2,3- им пальцами) большим, указательным и средними пальцами).
А теперь, обняв, держу - пальчик в ямку положу (захватываем ложку сверху как малыши, но 1-ый палец в ямке)
Лодка ходит по воде - (в положении предыдущего упражнения перекатываем черпак от кончика к черпаку)
Круг рисую я везде (в положении предыдущего упражнения рисуем кружок в горизонтальной плоскости)
Снизу пальчик ставлю - что ж, на кого теперь похож? (захватываем ложку сверху с частью черпака, а 1 палец кладём со стороны горки снизу)
Удивляется народ: то ли клещи, то ли рот (в положении предыдущего упражнения 1-й палец ходит вверх- вниз, а четыре других продолжают держать ложку за черенок и черпачок).
Ложку боком я держу, взад- вперед её вожу (держим ложку за черенок ямкой от себя и водим вперед- назад)
Массаж и самомассаж лица:
Логоритмика «Летька-енька» (3 мин) дифференциация звуков «С» и «Ш».
В завершении практикума я предлагаю вам упражнение «Сундук красивой речи». На столах у вас лежат зелёные, розовые и голубые ключи.
Зелёный ключ выбираете и клеите на доску, если вам всё понятно по теме семинара;
Голубой ключ - если у вас возникли трудности в общении и сегодня кое-что прояснилось;
Розовый ключ - если вы многое не поняли и у вас остались вопросы.
Коллеги, я благодарю вас за ваше активное участие в практикуме, учту все ваши пожелания и предложения. А на память о сегодняшней встрече я приготовила вам заметки в блокнот педагога. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
Семинар-практикум: "Логопедический массаж как эффективный способ коррекции нарушения речевого развития детей дошкольного возраста".
Приемы и описание логопедического массажа при дизартрии....
Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»
quot;Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский...
Семинар-практикум "Логопедическая радуга"
Семинар-практикум "Логопедическая радуга"...
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
Семинар – практикум ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск» Семинар – ...