"Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда"
статья по логопедии
Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_ped.tehnologii.docx | 49.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда»
Одна из важнейших психических функций, которая помогает человеку жить в социуме и взаимодействовать с окружающим миром – это речь.
От того как формируется эта функция, насколько своевременно и правильно оформляются составляющие ее процессы и механизмы, во многом зависит психическое, и физическое развитие, адаптивные способности, социализация и успехи в обучении.
Главным инструментом являются логопедические технологии – комплекс различных способов, методов, приемов, техник и упражнений, направленных на устранение или сглаживание дефектов речи, на развитие речевой функции.
Педагогическая технология – это специально продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, направленная на совершенствование воспитательно-образовательной деятельности посредством использования эффективных методов и средств, а также создания благоприятных условий.
Педагогическая технология представляет собой систематизированный подход к созданию методов обучения и воспитания, их применения в образовательном процессе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс обусловлено тем, что педагогика стремится ответствовать всем требованиям, которые предъявляются к ней со стороны общества и государства.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребенка.
Основные требования к педагогической технологии:
- концептуальность
Каждая педагогическая технология должна иметь определенную опору на конкретную концепцию
- системность
Наличие всех признаков системы (логика, взаимосвязь элементов, целостность и т.д.)
- управляемость
Возможность осуществления на всех этапах реализации педагогической технологии диагностики целей, составление плана, проектирование, варьирование методами и средствами, осуществление корректировки.
- эффективность
Каждая педагогическая технология должна гарантировать получение конкретного педагогического результата, при минимальных затратах.
- воспроизводимость
Педагогическая технология должна быть эффективна в применении.
В педагогической технологии более представлены процессуальный, количественный и расчетный компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.
Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если».
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Этапы реализации педагогической технологии:
1 этап – целеполагание.
Постановка целей, которые необходимо достичь с помощью данной технологии.
2 этап – трансформация целей в учебные задачи, которые педагог предъявляет детям в виде разнообразных заданий, которые составляют основу образовательной деятельности.
3 этап – структурирование учебного процесса, наполнение его информацией, организация эффективной управленческой деятельности.
Признаки педагогической технологии:
1.Наличие конкретной педагогической идеи, которая имеет определенную философскую и методологическую позицию.
2.Строгая последовательность осуществления педагогических операций, действий и коммуникации, которые выстраиваются в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатом.
3.Процесс взаимодействия педагога и детей с учетом индивидуальных особенностей, возраста детей и традиционных принципов образования.
4.Возможность воспроизведения педагогической технологии любым педагогом, вне зависимости от его опыта, получение гарантированного результата.
5.Все диагностические процедуры, входящие в современные педагогические технологии содержат критерии, инструменты и показатели измерения эффективности полученных результатов.
Современные образовательные технологии:
Технология развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдова)
Направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
Технология проектной деятельности.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни без озвучивания задачи. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность.
Технология исследовательской деятельности .
Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порожденной в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе природной тяги детей к экспериментированию.
Способствует развитию исследовательского и когнитивного типам мышления, необходимым для будущих школьников.
Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач (Г.С.Альтшуллер).
Главная цель ТРИЗ - развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.
Технология направлена на развитие творческих способностей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Э то совокупность методов, приемов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
ИКТ в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Технология проблемного обучения.
Система обучения, которая предполагает создание педагогом на занятии проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Методика способствует развитию мыслительных способностей, творческому овладению знаний.
Здоровьесберегающие технологии.
Направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.
Технология дифференцированного обучения.
Предполагает создание специальных условий, при которых выявляются и развиваются задатки детей.
Технология игрового обучения.
Предполагает использование разнообразных игр и игровых ситуаций в процессе обучения.
Кейс-технология.
Направлена на развитие способности анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Кейс- технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, умение классифицировать; формирует навыки коммуникативного взаимодействия.
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дети должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить педагогу возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Кейс-технология выступает как способ коллективного обучения, дети могут обмениваться информацией, пробовать решить поставленные перед ними проблемы самостоятельно.
Технология мастерских.
Творческая мастерская подразумевает самостоятельную творческую деятельность детей, возникает по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами и осуществляется по самостоятельному замыслу.
Использование современных педагогических технологий – залог высоких результатов обучения.
Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в работе учителя - логопеда
Непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда с использованием личностно - ориентировочных технологий.Личностно - ориентировочные технологии - это разностороннее и творческое развити...
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...
Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
Рассмотрены современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ...
«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»
laquo;Современные педагогические технологиив работе учителя-логопеда ДОУ»Гурьева П.О. ...
Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда
Для слвременной логопедии характерен постоянный поиск и совершенствованиепроцессов развития и обучения детей....
Консультация "Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда".
Консультация "Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда"....
Статья «Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»
laquo;Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с д...