Консультация "Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда".
консультация по коррекционной педагогике
Консультация "Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sovremennye_pedtehnologii_v_rabote_uchitelya-_logopeda.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда».
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:
- обеспечить достижение определённых задач,
- повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,
- гарантировать его высокий уровень.
В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.
По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:
№п\п | Образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения в педагогическую деятельность | Результаты использования |
1. | Технологии логопедического обследования | определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере | методики: И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной | Своевременно оказать помощь в преодолении этих трудностей |
2. Здоровьесберегающие технологии. | ||||
Технологии формирования речевого дыхания | Активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. | Упражнения для дыхания на индивидуально, фронтальной, подгрупповой. методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. | Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха. | |
Зрительная гимнастика | Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. | Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. | Профилактика миопии. | |
Релаксация | Регулирует мышечный тонус, снимает мышечное напряжение. | Является одним из этапов работы | Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. | |
Мимическая гимнастика | Способствует коммуникации, эмоциональному развитию | Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции | Более четкая мимическая картина | |
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. | Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. | Физминутки по лексическим темам. | Повышение работоспособности, профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи. | |
Гимнастика для пальчиков. | Развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. | Крупотерапия, песочная терапия, су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки | Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития. | |
Психогимнастика. | Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. | Игры и этюды | Развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. | |
Биоэнергопластика | Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. | На каждого ребёнка комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка. | Улучшается речь. | |
Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. | Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие. Активизация интеллектуального и речевого развития, эмоционального восприятия, развитие артикуляционной моторики. | Сказки по лексическим темам на занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики. | Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков. | |
Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры. | Стимулирование и активизация мышечного тонуса. | Комплексы упражнений на занятии, как один из этапов работы. | Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи. | |
3. | Технология проблемного обучения | Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности. | Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребёнка. | Активное усвоение знаний. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации. |
4. | Технологии коррекции звукопроизношения | уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций | методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной | развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. |
5. | Технология концентрированного обучения. | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности. | Тематическое планирование. | Углублённое и всестороннее освоение материала. |
6. | Технологии дифференцированного обучения | обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. | Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников. | Помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития. |
7. | Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. | расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций | на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи | правильному развитию речи воспитанников |
8. | Технологии развития связной речи. | учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания | методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной | свободному высказыванию |
9. | Игровые технологии | Овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения. | Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. | Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение. |
10. | Информационные компьютерные технологии | Положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. | Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения. | Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания. |
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в работе учителя - логопеда
Непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда с использованием личностно - ориентировочных технологий.Личностно - ориентировочные технологии - это разностороннее и творческое развити...
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...
Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
Рассмотрены современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ...
«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»
laquo;Современные педагогические технологиив работе учителя-логопеда ДОУ»Гурьева П.О. ...
Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда
Для слвременной логопедии характерен постоянный поиск и совершенствованиепроцессов развития и обучения детей....
Cовременные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДOУ
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.Сегодня насчитывается больше сотн...