«Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
консультация по логопедии
В настоящее время расстройства аутистического спектра являются одним из самых распространенных нарушений психического развития в детской популяции.
Решение проблемы заключается в необходимости оказания ранней своевременной и адекватной коррекционной помощи, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка-аутиста.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ras.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»
«Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
Учитель-логопед С.А. Пантелеенко
январь 2025
В настоящее время расстройства аутистического спектра являются одним из самых распространенных нарушений психического развития в детской популяции.
Решение проблемы заключается в необходимости оказания ранней своевременной и адекватной коррекционной помощи, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка-аутиста.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями.
У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.
Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
1. Принимаем ребенка таким, какой он есть.
2. Строго придерживаемся определенного режима и ритма жизни ребенка.
3. Соблюдаем ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
4. Учимся улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
5. Как можно чаще разговариваем с ребенком.
6. Обеспечиваем комфортную обстановку для общения и обучения.
7. Терпеливо объясняем ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
8. Избегаем переутомления ребенка.
Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Дневники наблюдений», «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития».
Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства.
В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми.
В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику.
Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его.
Деятельность учителя-логопеда
Задачи деятельности учителя-логопеда как специалиста сопровождения также чрезвычайно разнообразны.
С одной стороны, ребенок с РАС может иметь и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и особенности звукопроизношения, что требует специальной, хорошо разработанной в логопедии коррекционной работы.
С другой стороны, речь такого ребенка чрезвычайно специфична. Это касается всех ее аспектов.
1. Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи.
2. Другим направлением деятельности логопеда является специально организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием прочитанного (самим ребёнком или взрослым) материала.
Мы хорошо знаем, что даже если ребенок с РАС умеет читать, обычно читает он крайне монотонно, не соблюдая знаков препинания и границ предложения, что является одной из причин трудностей понимания прочитанного. Работа логопеда по формированию навыков интонированного осмысленного чтения в большой степени будет содействовать учебной адаптации ребенка с аутистическим расстройством.
3. Помимо этого, важная часть работы учителя-логопеда - формирование у ребенка коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, развитие у ребенка умения поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно, что над коммуникативной стороной речи работает не только логопед. Но по началу именно он на своих занятиях будет способствовать созданию определенных коммуникативных стереотипов, которые в последующем ребенок с помощью психолога и воспитателя (тьютора) сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.
4. С ребенком проводится работа по формированию фонетико-фонематического восприятия, что также будет отражаться на развитии письменной речи.
5. Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует с ним тактильного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...
Инновационный проект «Солнце для всех» по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации
Целью проекта является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений...
Статья "Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации"
Материал по работе с детьми с РПС...
Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации
статья...
Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...
Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольной образовательной организации
Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медици...
Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...