Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольной образовательной организации
материал (средняя группа)

Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с РАС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

2024

Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с РАС. В нашей ДОО выстроена особая внутренняя структура – и временная, и пространственная. Четкий режим дня, продуманное расписание образовательной деятельности, адаптивная среда – дает детям внутреннюю уверенность, ощущение комфорта, помогает переключиться с одного вида деятельности на другой. Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:

  • осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
  • разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
  • взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
  • комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
  • взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
  • просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.

Коррекционную работу с детьми с РАС проводим в два этапа:

  1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
  2. Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.

Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия. В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:

  • Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимать его таким, какой он есть.
  • Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживаться определенного режима дня.
  • Соблюдать ежедневные ритуалы.
  • Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышать голос и не издавать громких звуков.
  • Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой нами работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми. В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.

Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий.

Современное общество развивается по пути гуманизации различных сфер деятельности, одной из которых является всеобщее образование. Особое внимание специалистов привлекают проблемы инклюзивного обучения. Главным направлением в деятельности ДОО, реализующей инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Инновационный проект «Солнце для всех» по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации

Целью проекта является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма  и вызванных им нарушений...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...