Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Цель, задачи, этапы коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников.

Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А.Н. Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с ОНР. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе.

Цель и задачи работы по коррекции звукопроизношения

Цель – исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения. Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.

Задачи: 

  1. Подготовить речедвигательный и речеслуховой анализатор к правильному восприятию и произнесению звуков.
  2. Развивать речевое дыхание.
  3. Формировать фонематические процессы.
  4. Формировать первичные произносительные умения и навыки.
  5. Формировать у дошкольников с ОНР навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

 

Этапы коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М. Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

1. Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью массажа рук;

в) с помощью самомассажа пальцев рук;

г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.п.).

4. Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков.

 

2. Этап формирования первичных произносительных

умений и навыков

 1. Постановка звука

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:

  1. Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
  2. Создание артикуляционной базы данного звука.
  3. Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
  4. Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

3. Дифференциация звука

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. При этом логопед словесно поясняет, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необхимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить.

Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.

Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.  Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком.

При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным.

Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [а], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [и].

В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.

Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией̆ дыхания, голоса, формированием фонематических представлений. 

   

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

 

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи.

На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.).

На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову):

  1. Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).
  2. Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:
  • фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);
  • фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);
  • фонематические представления.
  1. Прием связи звука и буквы.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими. Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

Список использованной литературы

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, 2018 г.
  2. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии, 2017 г.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия основы теории и практики. Система логопедического воздействия.
  4. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов/Под. ред. Профессора Филичевой Т.Б., 2001 г.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание», 1989 г.
  6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии), 2000 г.
  7. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда, 1996 г.
  8. Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов, 2008 г.
  9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, 2017 г.
  10. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, 2017 г.
  11. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом, 2006 г.
  1. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

   Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены упражнения артикуляционной гимнастики для всех органов речевого аппарата, рекомендации к их выполнению. Для интереса детей к упражнениям весь материал сгруппирован в ви...

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В методические рекомендации  раскрывают особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, включающие задание по дифференциации и автоматизации звуков ...

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

Роль настольно-печатных игр при логопедической коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Лэпбук.

Изготовление лэпбука " Времена года"побудило меня как педагога вобрать необходимый материал к своей работе. Это пособие я использую в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, а также пре...