Консультация для родителей. "Памятка по выполнению звуко-слогового анализа слова"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Данные рекомендации помогут дошкольникам и их заботливым родителям освоить основные правила выполнения звукового анализа слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

 по выполнению звуко-слогового анализа слов

Уважаемые родители!

      Одной из главных задач подготовки к обучению грамоте дошкольников является развитие фонематического восприятия и формирование операций звуко-слогового анализа слов.

      Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • - наша речь состоит из предложений;
  • - предложение — это законченная мысль;
  • - предложения состоят из слов;
  • - слова состоят из звуков;
  • - звуки мы слышим и произносим;
  • - буквы мы видим и пишем;
  • - звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные

      Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых, воздух выходит изо рта и  не встречает преграды. Их можно пропеть, протянуть.

      В русском языке шесть гласных звуков: [а], [у], [о], [и], [э], [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Не путаем звуки с буквами. Гласных букв больше, их десять: «а», «у», «о», «и», «э», «ы», «я», «ю», «е», «ё». Буквы «я», «ю», «е», «ё» обозначают слияние двух звуков: [йа], [йу], [йэ], [йо].

      Звуков Е,Е,Ю,Я — не бывает, это гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных.

      Если на письме после согласной буквы пишутся А,О,У,Э,Ы, то она обозначает твердый звук.

      Если на письме после согласной буквы пишутся И,Я,Е,Е,Ю, то она обозначает мягкий звук. Мы их называем - «волшебные буквы».

     Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, зубы, язык).

      Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок. Проверяем рукой, прижатой к  гортани (другой вариант - рукой, прижимающей ушные раковины).

       Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть «горлышко не дрожит»): [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть «горлышко дрожит, гудит»): [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

Согласные звуки [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а», «у», «о», «э», «ы»)  и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» и  «ь»).

Всегда твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

      Звуковой анализ слова — это определение последовательности звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный или согласный, твердый согласный или мягкий, звонкий согласный или глухой).

      Звуковая схема слова — это последовательность символов (квадратиков, кружочков и т.п.), расположенных в том порядке, что и звуки в слове.

Методика выполнения слогового анализа

       В русском языке существует правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

       Проверяем наличие гласных  на слух или следующим способом. Прикладываем  ладонь тыльной стороной под подбородок и нараспев произносим слово. Когда мы произносим гласные звуки, нижняя челюсть опускается.  Сколько раз опустится нижняя челюсть, столько в слове гласных звуков, значит столько же и слогов.

Памятка по выполнению звуко-слогового анализа

1.Произнеси (прочитай) слово вслух.

Раздели слово на слоги.  

2. Произнеси слово так, будто ты хочешь позвать его. Найди ударный гласный звук (тот, который ты произнес сильнее и громче). Поставь знак ударения над ударным гласным («молоточек»  /). Если в слове один слог, то ударение не ставим.

3. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в нем и назови их.  Расскажи о  «характере»  каждого звука (дай характеристику: гласный или согласный, согласный звонкий или глухой, согласный твердый или мягкий).  Обозначь звук кружочком нужного цвета: гласный – красным, согласный твердый – синим, согласный мягкий – зеленым.  Прочитай слог по схеме.

4. Также расскажи про другие слоги.

5. Прочитай слово по схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Памятка по выполнению домашнего задания"

1.Зачем логопед задаёт домашние задания.2.Основные разделы домашних заданий.3.Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением домашних заданий.4.Правила занятий с ребёнком дома....

Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "

Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....

Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

Звуки Гласные Согласные Твердые Мягкие Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ: Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает - ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. В...

Консультация для родителей воспитанников " Как обучают детей звуковому анализу слов"

При обучении, как письму,так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовател...

Консультация для родителей "Как научить детей звуко-буквенному анализу слов"

     Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук, наприм...

Консультация для родителей "Как научить детей звуко-буквенному анализу слов".

Данная информация будет полезна родителям детей 5-7 лет....