Мастер-класс для учителей - логопедов на РМО по теме: "Логопедические сказки на фартуке"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Мастер-класс для учителей-логопедов на РМО по теме:  "Логопедические сказки на фартуке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_logopedicheskie_skazki_na_fartuke.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей-логопедов на РМО по теме: «Логопедические сказки на фартуке»

Учитель-логопед МБДОУ№12 г.Моздока РСО-Алания  

Василенко Г.А.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе по теме: «Логопедические сказки на фартуке».

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с тяжёлыми нарушениями речевого развития (ТНР). В работе с детьми с ТНР, у которых помимо речевых нарушений: звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя, связной выразительной речи, также страдают такие процессы как: концентрация внимания, память, усидчивость, мышление.  

Инновационным, эффективным и коррекционным средством для развития всех сторон  речи являются – Логопедические сказки. Обыгрываются эти сказки на пособии – фартук.

Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Вся работа с использованием логопедических сказок опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- учет структуры дефекта,

- поэтапность коррекции речи.

С помощью логопедических сказок я решаю коррекционные задачи:

– создаю благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

- развиваю все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме – «игре сказке»;

– развиваю психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществляю сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создаю атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

       Я использую в работе с детьми следующие виды логопедических сказок :

1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

2. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

4. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

5. Сказки по развитию связной речи (развивают связную речь: диалогическую, монологическую)

6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

     Для того, чтобы заинтересовать и разнообразить коррекцию речи детей, мною было изготовлено пособие: «Волшебный фартук». Пошила фартуки для разных видов коррекционной работы.

      «Волшебный фартук» - это игрового поле (замена – фланелеграфа), которое использую для разыгрывания   разных видов логопедических сказок: артикуляционных, пальчиковых, фонетических, лексико-грамматических и др.

       

Главная особенность пособия: мобильность, вариативность, доступность и безопасность. 

Использую на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а также как дидактическую логоигру и можно применить для любого возраста детей. Это одно из пособий, с помощью которого легко разнообразить коррекционные задания по постановке, автоматизации, дифференциации звуков, активизации связной речи; развитии мелкой моторике рук, активизации творчества и инициативы детей.  А также сконцентрировать внимание детей, сделать процесс коррекции речи интересным и результативным.

 

       Свой опыт коррекционной работы  я собрала в педкопилке: «Логопедические сказки на фартуке»: перспективный план работы, конспекты занятий, картотеки по разным логопедическим сказкам, консультации для родителей, мастер-классы для педагогов и родителей; развивающие логопедические игры, которые представлены вашему вниманию на выставке.

1.Артикуляционные логопедические сказки  (развивают артикуляционную моторику)

       Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, помогают в игровой сказочной форме за короткое время подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Обыгрываются они на фартуке с разными героями. Артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме. Разработала картотеки: «Артикуляционные сказки»; «Артикуляционные сказки по лексическим темам».

 

Игра: «Весёлая гимнастика для язычка»

Цель: выработка качественных движений органов артикуляции и точного правильного произношения звуков речи.

Ход игры: Предлагаю поиграть детей  с героями: девочкой и мальчиком, придумать им имена и совместно сделать  весёлую гимнастику с язычком. Правильно подобрать  артикуляцию  язычка к картинкам.

 «Путешествие с весёлым Язычком»

Цель: развиваем подвижность артикуляционного аппарата и умение удерживать разные статические артикуляционные позы.

Ход  игры: Предлагаю детям  вместе с весёлым Язычком поиграть в сказку. Сюжет предлагаю в соответствии  с лексической темой. Обыгрывается сказка с картинками на игровом поле - фартуке.

2. Лексико-грамматические сказки (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку, различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

 В коррекционной работе использую  развивающие игры по разным лексическим темам, которые мы совместно с детьми обыгрываем как логопедическую сказку  на фартуке и тем самым  в игровой форме развиваю речь детей.

        Лексические игры обогащают и активизируют словарь детей: «Овощи - собираем урожай», «Фрукты - собираем урожай»; « На ферме» -знакомство с домашними животными и птицами; « Кто в лесу живёт?» -дикие животные и птицы; « Транспорт» - разные виды транспорта; «Оденем Машу на прогулку» - одежда, обувь, головные уборы…..и др.

       Для развития умения согласовывать местоимения с существительными играем в логопедическую сказку - «Паровозики» - «Мой, моя, мои, моё» - придумываем сказку про путешествия паровозиков и с кем они подружились.

  1. Фонетические сказки (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

Коррекционная работа по автоматизации и дифференциации звуков  у детей с тнр бывает долгой. Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок.

Я предлагаю поиграть в логопедическую сказку «Теремок» - речевые звуки (гласные)

Цель: Познакомить  с речевыми звуками- гласными, развивать связную речь посредством игры-драматизации.

     В нашей сказке на новый лад герои будут петь гласные звуки: мышка-И, лягушка – А, заяц- Э, лиса – О, волк- У, медведь – Ы.

В логопедических играх-сказках: «Звуковая улитка», «Весёлая гусеница» автоматизируем и дифференцируем свистящие, шипящие и сонорные звуки, развиваем мелкую моторику пальцев рук, сочиняем сказку.

Логопедическая сказка «Наряжаем ёлочку»

Цель: автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков в словах.

Я предлагаю вам поиграть в логопедическую сказку: «Наряжаем ёлочку».

 Послушайте сказку: «Росла в лесу маленькая ёлочка. Ей было очень грустно. Прилетела ворона, села на ёлочку и спрашивает: почему ты ёлочка грустная? Ёлочка отвечает: - я грустная потому, что скоро наступит новогодний праздник, а я не наряжена. Ворона громко каркнула – каррррр , не грусти ёлочка, я помогу тебе. Я наряжу тебя разноцветными шарами со звуком, а каким угадай ! Какой звук слышится в конце каррр? Звук Р. Только я принесла много разных разноцветных шариков, а какими наряжать я не знаю…..

Давайте, поможем  вороне  и украсим ёлочку шарами с картинками, в названии которых мы слышим звук Р . Звук Р может стоять в начале слова, середине и в конце. Кто поможет нарядить ёлочку? (шары со звуком Р и Л)

  1. Пальчиковые сказки:
    - стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
    - совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
    - повышают интерес детей к русским народным сказкам, к  фольклорному жанру.
         Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

  1. Сказки по развитию связной речи (развивают связную речь: диалогическую, монологическую)

Хочется отметить особенности выбора сказки:

- использую простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Теремок», «Три поросенка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»; « Гуси-лебеди», и т.д.

-  сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик  у детей;

- возможное использование элементов  сюжета, а не сказки целиком;

- использование наглядности (сюжетные картинки, мнемотаблицы).

Совместно с детьми разыгрываем знакомые сказки на фартуке, где можно применить разные коррекционные задания.

  1. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

-  знакомят детей с гласными и согласными звуками,
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают фонематический слух;
- знакомят детей с  буквами, закрепляют зрительные образы букв;

Работа с родителями:
Родители как часть образовательного процесса так же были вовлечены в коррекционную работу . Через родительские собрания, семейные гостиные, групповые консультации, неделю открытых дверей, совместные досуги, выставки, мастер-классы -  мамы и папы узнавали значимость внедрения  в работу с детьми  логопедичексих  игр-сказок. Вместе с детьми родители сочиняли сказки, истории и обыгрывали их дома.

Вывод: В результате постоянного включения логопедических сказок в занятия, свободную деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость. У дошкольников с ТНР значительно расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Постепенно развивает речевая и общая активность, развиваются все стороны речи дошкольников.

 В рамках реализации пособия «Логопедические сказки на фартуке» была проведена диагностика уровня развития речи  детей до использования  и после. И результаты на конец учебного года были эффективно - результативными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию

В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать  и применять специальные (кор...

Мастер-класс "Простые советы учителя-логопеда,формируем вместе звуки"

Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Мастер класс от логопеда.тема: "Секреты учителя - логоопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Мастер-класс по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы «Чудо-игры»

М.В.: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Пушкарева Марина Владимировна, я учитель-логопед МКДОУ № 4 г. Аши.А.Ю.: А я воспитатель логопедической группы Бахарева Алена Юрьевна.М.В.:  Тема н...

Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".

Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....