мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать и применять специальные (коррекционные) знания дома во время занятий с детьми. В любой форме работы с родителями можно и нужно выделить ту "изюминку", на которую будет опираться и строиться обучение родителей практическим приемам. В ходе мастер-класс постаралась раскрыть именно "изюминки" своей работы с родителями детей имеющих речевые проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи
по речевому развитию»
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Пермский край, г.Березники, МБДОУ№57
Мальцева Татьяна Владимировна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
С каждым годом в г.Березники количество детей с речевой патологией неуклонно растет, и усложняются диагнозы детей.
Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.
Проведенный анализ коррекционно-образовательной деятельности в нашем детском саду, позволил выделить ряд факторов, которые подтверждают актуальность (выбранного направления в работе) данной темы:
- Дистанцирование (отдаленность) родителей от детского учреждения;
- недостаточное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс;
- неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
- низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.
На актуальность данного направления в работе указывает и то, что с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации № 655 от23 ноября 2009г.) изменяется форма и структура образовательной программы ДОУ и согласно пунктам 2.11, 2.12 в общий объем обязательной части Программы включается время (примерно от 2 до 3 часов) на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ и коррекционно-образовательной.
Всем вам хорошо известно, что содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется (под влиянием экономических, социокультурных и др. трансформаций в обществе). Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.
Вышеизложенное, потребовало от меня пересмотра коррекционно-педагогической работы с родителями, что способствовало выстраиванию вариативного взаимодействия с семьей.
Целью моей работы стало использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
- Разработать и внедрить в практику работы модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей воспитанников в коррекционно-педагогическом процессе.
- Систематизировать практический материал по работе с семьей.
Раскрою основные направления и формы взаимодействия с семьей, которые использую в своей работе. Условно направления поделила (разбила) на блоки:
- информационно-аналитический блок;
- блок коррекционно-педагогического просвещения;
- блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Формы работы в рамках этих блоков различны и многообразны, есть традиционные – индивидуальные беседы, сбор анамнестических данных, анкетирование, заочные консультации, выступление на родительских собраниях, организация библиотеки для родителей, открытые логопедические занятия; а также и современные – фото-сессии, индивидуальный видео-журнал ребенка «Ступеньки к успеху», выпуск журнала «ЛОГОРАДУГА» для родителей и детей с видео приложением, оформление шпаргалок и буклетов для родителей, страничка «Для Вас, родители!» на сайте ДОУ.
Все эти формы хорошо зарекомендовали себя, получают положительные отзывы. Родители включаются в работу. Но предпочитают быть «ведомыми». А коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласованно, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие окажет влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребёнка.
Для себя я открыла такую форму работы с родителями, которая на сегодняшний день наиболее эффективна и дает хорошие результаты – это организация работы «Педагогической гостиной для родителей детей старшего дошкольного возраста».
Цель: внедрение и распространение педагогических знаний о воспитании и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста среди родителей через организацию современных видов работы с родителями воспитанников.
Задачи:
1) реконструктировать, оптимизировать детско-родительские отношения;
2) оказать консультативно-методическую помощь родителям в речевом развитии и воспитании детей;
3) повысить логопедическую культуру родителей;
4) побуждать к осознанной деятельности по общему и речевому развитию ребенка старшего дошкольного возраста в семье;
5) приобщать родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее современных и эффективных форм работы.
Данная форма работы способствовала практическому включению родителей в коррекционно-педагогический процесс. В рамках работы педагогической гостиной были проведены семинары – практикумы, консультации с просмотром видеоматериалов, игровые марафоны, где обсуждались способы достижения коррекционных задач в интересах каждого ребенка, а так же родители смогли овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы. Но наибольший результат стали давать логопедические тренинги с участием родителей и детей. Предлагаю познакомиться с практическими моментами логопедического тренинга «Ушки на макушке» проведенного с родителями и детьми старшего дошкольного возраста. (Просмотр видео: «Умные ушки», «Крестики - нолики», «…..»)
Опыт работы по данной теме показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах коррекции речевых проблем своего ребенка. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 65% родителей регулярно интересуются успехами в речевом развитии ребенка, 85% семей принимают активное участие в организации коррекционно-образовательной деятельности, 74% родителей овладели простыми и эффективными средствами коррекционно-педагогической помощи ребенку.
Перспективой своей работы считаю разработку рекомендаций для воспитателей и педагогов-специалистов по вариативным формам взаимодействия с родителями воспитанников, имеющих различные речевые нарушения.
Рефлексия:
- На какое место по степени сложности Вы поставили бы работу с родителями в ряду других направлений Вашей профессиональной деятельности?
- Какие формы взаимодействия с семьей для Вас оказались новыми?
- Какие формы взаимодействия с семьей Вы считаете наиболее эффективными?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
логопед семья педагоги ДОУ Модель взаимодействия в коррекционно-образовательном пространстве Медицин ский персонал
активность + осознанность + самостоятельность + компетенция Мой ДЕВИЗ в работе с родителями : МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС! формула
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" 2.11. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: ….; …; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.12. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: …; …; …; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель : использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения качества коррекционно-образовательной деятельности. Задачи: 1. Разработать и внедрить в практику работы модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевой патологией в коррекционно-образовательном процессе. 2. Систематизировать практический материал по работе с семьей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ Информационно- аналитический блок Блок коррекционно-педагогического просвещения Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс
Информационно-аналитический блок Тестирование и анкетирование родителей «Эффективность работы по речевому развитию», «Речевые проблемы – они есть или их нет?» и др. Сбор анамнестических данных Индивидуальные беседы Дни открытых дверей Рекламные проспекты «День за днём», «Дополнительные услуги, предоставляемые ДОУ» и др.
Блок коррекционно-педагогического просвещения Выступления на родительских собраниях Открытые логопедические занятия Информационные стенды Папки-передвижки, буклеты, шпаргалки Журнал «ЛОГОРАДУГА» с видео приложением Страничка «Для Вас, родители!» на сайте ДОУ Библиотека- передвижка Лекции, конференции Логопедические пятиминутки
Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс Видео-журнал ребенка «Ступеньки к успеху» Педагогическая гостиная Фотосессии, фоторепортажи «Умные пальчики», «Волшебный мир игры» и др. Семинары- практикумы «Весёлый калейдоскоп движений», «Скоро в школу!» и др. Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями Почта доверия «У меня вопросы есть!» Индивидуальная тетрадь «Советуем выполнить дома» Плакаты: «Коллаж интересов», «Все обо мне» и др.
«Педагогическая гостиная для родителей детей старшего дошкольного возраста» Цель: внедрение и распространение педагогических знаний о воспитании и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста среди родителей через организацию современных видов работы с родителями воспитанников. Задачи: 1. Реконструктировать, оптимизировать детско-родительские отношения. 2. Оказать консультативно-методическую помощь родителям в речевом развитии и воспитании детей. 3. Побуждать к осознанной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье. 4. Повысить логопедическую культуру родителей. 5. Приобщать родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее современных и эффективных форм работы.
Игровой марафон для родителей и детей «Учимся – играя!»
Семинар-практикум «Весёлый калейдоскоп движений»
Большинство из нас становятся родителями, еще не перестав быть детьми. Миньон Маклофин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ
Публикация на тему "Аспекты взаимодействия учителя-логопеда с семьей"...
«Современные аспекты взаимодействия учителя – логопеда и родителей в рамках ФГОС
презентация опыта по взаимодействию учителя-логопеда и родителей в рамках ФГОС...
Мастер-класс для родителей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Практический материал для родителей дошкольников с нарушениями речи...
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на ...
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевы...
Статья на тему "Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов"
Основное условие комплексного решения проблем детей с умственной отсталостью - создание ситуации успешного развития, преодоления и предупреждения нарушений, единого образовательного пространства. Для ...