Консультация для родителей «Формирование грамматического строя у детей с РАС»
консультация по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя у детей с РАС»

Формирование грамматического строя речи является одной из ведущих задач в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис.                         Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Таким образом, развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим    уровнями    языковой    системы.    Усвоение                         дошкольниками грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания.

Развитие у ребенка грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Родителям вовсе не обязательно проводить с детьми специальные занятия по формированию грамматически правильной речи у ребенка. С ним просто надо играть, общаться, отвечая на множество их вопросов.

Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые могут использовать родители для развития грамматически правильной речи у ребенка.

 

  • У вашего ребенка целый арсенал игрушечных машин. Играя с ребенком,  вы  можете  отправиться  в  путешествие  на машинах, приговаривая: «Ехали, мы ехали, к речке подъехали, мост переехали, дальше проехали. Ехали, ехали к горке подъехали, на горку заехали, с горки съехали и дальше поехали, к яме подъехали, яму объехали и дальше поехали. Ехали, ехали, и домой приехали.» - Этим вы покажите ребенку, как образуются новые слова с помощью приставок.
  • Накрывая стол к обеду или ужину, предложите ребенку назвать качества и свойства предметов, продуктов:
    • Яблоко (какое?) румяное, круглое, большое, маленькое, гнилое…
    • Тарелка (какая?) круглая, столовая, глубокая, мелкая…
  • Расставляя посуду, можно раскрыть приемы образования новых слов – названий предметов посуды: сахарница – специальная посуда для сахара, сухарница…, супница…, солонка…, масленка… и т.д.
  • Благодатный материал для речевого общения с ребенком дают прогулки в парк, в лес, в сквер. Можно обратить внимание ребенка на то, что дерево высокое, а куст низкий, что ручеек мелкий, а речка глубокая, что тропинка узкая, а дорога широкая. – Ребенок учится подбирать слова – антонимы.
  • Гуляя с ребенком в парке, отметьте появление листьев на деревьях. Объясните малышу, что на тополе распускаются тополиные листочки, на дубе – дубовые, на березе – березовые, на каштане – каштановые. – Таким образом, дети усваивают образование относительных прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя у детей с РАС»

Формирование грамматического строя речи является одной из ведущих задач в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис.        Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Таким образом, развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим        уровнями        языковой        системы.        Усвоение        дошкольниками грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания.

Развитие у ребенка грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Родителям вовсе не обязательно проводить с детьми специальные занятия по формированию грамматически правильной речи у ребенка. С ним просто надо играть, общаться, отвечая на множество их вопросов.

Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые могут использовать родители для развития грамматически правильной речи у ребенка.

  • У вашего ребенка целый арсенал игрушечных машин. Играя с ребенком,  вы  можете  отправиться  в  путешествие  на машинах, приговаривая: «Ехали, мы ехали, к речке подъехали, мост переехали, дальше проехали. Ехали, ехали к горке подъехали, на горку заехали, с горки съехали и дальше поехали, к яме подъехали, яму объехали и дальше поехали. Ехали, ехали, и домой приехали.» - Этим вы покажите ребенку, как образуются новые слова с помощью приставок.
  • Накрывая стол к обеду или ужину, предложите ребенку назвать качества и свойства предметов, продуктов:
  • Яблоко (какое?) румяное, круглое, большое, маленькое, гнилое…
  • Тарелка (какая?) круглая, столовая, глубокая, мелкая…
  • Расставляя посуду, можно раскрыть приемы образования новых слов – названий предметов посуды: сахарница – специальная посуда для сахара, сухарница…, супница…, солонка…, масленка… и т.д.
  • Благодатный материал для речевого общения с ребенком дают прогулки в парк, в лес, в сквер. Можно обратить внимание ребенка на то, что дерево высокое, а куст низкий, что ручеек мелкий, а речка глубокая, что тропинка узкая, а дорога широкая. – Ребенок учится подбирать слова – антонимы.
  • Гуляя с ребенком в парке, отметьте появление листьев на деревьях. Объясните малышу, что на тополе распускаются тополиные листочки, на дубе – дубовые, на березе – березовые, на каштане – каштановые. – Таким образом, дети усваивают образование относительных прилагательных.
  • Играя дома с веселым шустрым котенком, спросите у ребенка, куда залез котенок (в шкаф, на шкаф, за шкаф, под шкаф). Если дома нет живого объекта, можно использовать мяч, любую другую игрушку. Такая занимательная игра в прятки дает возможность ребенку усвоить простые и сложные предлоги.
  • Очень нравится детям игра «Соседи». После того, как ребенок выучил дни недели по порядку, спросите его: «Какой день идет за вторником, а между средой и пятницей, какой день недели и т. д.» Спросите, почему пятница называется пятницей, вторник – вторником, четверг – четвергом, и если ребенок не почувствовал сам родственной связи названия дня недели с числом, объясните ему ее.
  • Читая сказку «Репка», рассмотрите иллюстрации к сказке и спросите:

«Кто пришел первым? Кто пришел последним? Кто стоит впереди бабки? Кто за бабкой? Позади Жучки? Между внучкой и кошкой?» Так легко, ненавязчиво ребенок усваивает слова перед, между, за, первый, последний. Для такой работы можно использовать любую сказку:

«Колобок», «Теремок», «Рукавичка» и т.д.

  • Одеваясь в детский сад, на прогулку, не проводите этот процесс молча.

Пусть ребенок рассказывает, что

это «моя» футболка, «мое» платье, «мой» шарф, «мои» ботинки, «моя» шуба и т. д. А взрослый в это время откроет ребенку тайну: «шуба из меха – меховая, сапоги из резины – резиновые, перчатки из кожи – кожаные».

  • Во время игры с куклой обратите внимание дочки на то, что у куклы не глаза, а глазки, на руки, а ручки, не уши, а ушки, не платье, а платьице, не шуба, а шубка, не стул, а стульчик, не кровать, а кроватка. Так постепенно ребенок начинает усваивать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Обучая детей счету, нужно не просто учить ребенка запоминать названия чисел, а учить перечислять предметы, согласуя при этом

существительные и числительные: пять карандашей, шесть стульев, два окна, пять яблок, две груши, один апельсин, семь листьев, два стола, четыре конфеты, три котенка, пять щенят и т. д.

  • Желая сформировать у ребенка предложения с союзом потому что, спросите у него: «Почему сегодня нужно взять зонт? Почему к Пете вызывали врача? Почему на деревьях появляются листочки? Почему нельзя есть снег?» Можно предложить ребенку исправить ошибку:
  • У Кати день рождения, потому что ей подарили подарок.
  • День был жаркий, потому что дети пошли купаться.
  • Взошло солнце, потому что стало тепло.
  • Один из видов игры с ребенком дома: составление предложений из набора слов:
  • На, стена, картина, висеть.
  • Дети, автобус, ехать, на.
  • Утром, идти, дети, детский, в, сад.
  • Лена, положила, на, книга, полка.
  • Работу на дачном участке, огороде можно использовать для усвоения значения глаголов: «вскопать», «прополоть», «разрыхлить»,

«посадить».

  • Пересказывайте с детьми короткие рассказы и сказки. Это очень ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.

И главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Игры с мячом известны с древних времён. Значение игр с мячом для развития речи....

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста не изучают систематического курса грамматики русского языка. Они усваивают правила практически. Поэтому важнейшей заботой родителей, воспитателей, учителей должна быть забота...

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР»

Консультация для родителей содержит теоритический материал о грамматическом строе речи дошкольников, ошибках, допускаемых детьми в речи при нарушении грамматических операций, а также игры для формиров...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".

Рекомендации для родителей на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста", выполненные в виде буклета....

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой всловосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую исинтаксическую системы грамматического строя. Морфологическа...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...