Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".
консультация (средняя группа)

Григорьева Ольга Сергеевна

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и

синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Григорьева О.С.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и

синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается

самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его

формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще

преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является

правильное использование предлогов и согласование существительных с

прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого

возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,

формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему

грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются, «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически

правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап

формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения

способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление

существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в

единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.

Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла –

куклы, кубик- кубики и т. д.

Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен

перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом -

домик, кукла - куколка и т. д.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.

Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –

7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,

а сам в это время убирает один любой предмет.

Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных

ребенком.

Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

(Нет матрешки, нет самолета, ит. д.)

Игра «Сосчитай до 5»

Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

Упражнять детей в счете.

Ход игры:Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три

карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т. д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со

словосочетанимиями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Жадина и щедрый».

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными

местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос«Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —

Шарф мой и т. д.

Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.

Игра «Из чего какой»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а

ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из

фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –

резиновый, ложка из дерева – деревянная и т. д.

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

притяжательных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей

различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).

Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья, уши зайца

чьи (заячьи, хвост волка чей? (волчий).

Игра «Подбирай, называй, запоминай».

Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,

холодный)

Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает)

Лед (какой)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т. д.

Лед (что делает)- трещит, блестит, тает. Переливается и т. д.

Игра «Волшебные очки»

Цель: совершенствовать навык согласования существительных с

прилагательными.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.

Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым,

синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,

скажи».

Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,

красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

• Верьте в силы ребенка!

• Обучайте в игре!

• Умейте выслушать ребенка.

• Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво

поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует

успешной и быстрой автоматизации звуков.

• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания

взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного

развития лексической, грамматической сторон детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....

Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...

Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и п...