Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (средняя группа)
В статье предложены игры и упражнения для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_doshkolnikov.docx | 643.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста
Грамматический строй речи – это правильное построение словосочетаний и предложений. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение строить предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
В процессе становления детской речи грамматический строй усваивается самостоятельно, благодаря тому, что дети подражают речи взрослых. Основой для его формирования грамматической стороны речи является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, поэтому, возникает необходимость смыслового соглосования слов.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса.
Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний. Происходит активное построение монолога. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться разные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка.
Приведу пример некоторых из них:
Игра «Назови ласково»:
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: кот - котик, стол - столик, дом - домик, кукла - куколка и т.д.
Игра «Один-много»:
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.
Примерный лексический материал: дом - дома, мяч - мячи, машина - машины, стол - столы куклы, кубик - кубики и т.д.
Игра «Жадина»:
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.
Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья коза? – Коза моя. Чей поросенок? – Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья коза? – Коза твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? – кофта моя. Чей шарф? –
Шарф мой и т.д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.
Игра «Чего не стало»:
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных ребенком. Примерный лексический материал: Кубик, мяч, машина, матрешка, самолет. (Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)
Игра «Сосчитай до 5»:
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.
Упражнять детей в счете.
Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Из чего? Какой?»:
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова?»:
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.
Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: лисья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.). Примерный лексический материал: Голова коровы чья? (коровья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 2000.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
3. Гербова В.В. Развитие речи. 2-4 лет. Учебно-наглядное пособие для педагогов ДОУ. – М., 2005.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981
5. Интернет-ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и логопедам....
Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...
Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и п...